Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
20.06.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.06.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,
при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить истцам государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
В обоснование иска ФИО1, ФИО2 указали, что уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 26.05.2015 № ****** семья истцов была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Однако государственный жилищный сертификат до настоящего времени истцам не выдан. Произвольным непредоставлением истцам государственного жилищного сертификата ответчики нарушили жилищные права истцов.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражала против удовлетворения иска. Указала, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не осуществляет выдачу сертификатов, а обладает полномочиями только по принятию пакета документов и принятию решения о включении граждан в число участников подпрограммы. Датой выдачи сертификата является дата выпуска или подписания сертификата. Истцами в связи с этим требования заявлены некорректно. Действий, направленных на нарушение прав истцов, ответчики не осуществляли, о таких действиях в исковом заявлении не указано. Ответчик прав истцов на получение сертификата не оспаривает, истцы включены в число участников подпрограммы. Оформление и выдача сертификатов осуществляется в соответствии с очередностью и исходя из установленных лимитов денежных средств, выделяемых на реализацию сертификатов. Выдаче истцам сертификата препятствует ненаступление их очереди и отсутствие денежных средств, что не является злоупотреблением ответчиками их полномочиями. Удовлетворение исковых требований приведет к нарушению прав иных гражда-участников подпрограммы, поскольку будет нарушена очередность выдачи сертификатов. Более того, такое решение будет неисполнимым.
Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в судебное заседание отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО8, указав, что <адрес> утратил статус закрытого военного городка, в то время как правом на получение государственного сертификата обладают только граждане, проживающие на территории закрытого военного городка.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайства о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя не заявил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, ФИО1 и ФИО2 проживают по адресу: <адрес> <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено ФИО1 и членам ее семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ФИО1 с составом семьи: супруг – ФИО2, признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, по категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», с датой постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением, в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Вопреки утверждению представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, <адрес> до настоящего времени значится в Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 217 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок).
В соответствии с подп. «б» п. 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставляется гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил, указанным в подпункте "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (далее – Правила).
Правилами предусмотрено, что государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) (п.2).
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (п. 28 Правил).
Порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами. Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (п. 31 Правил).
Согласно п. 6 упомянутого выше Порядка в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации на основании реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и реестра граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, изъявивших желание получить сертификат и не обеспеченных сертификатами, по состоянию на 15 августа года, предшествующего планируемому, определяется потребность в необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год направляются до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы.
Уполномоченный орган до 20 числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, устанавливаемому графиком выпуска и распределения сертификатов (далее - график), представляет государственному заказчику подпрограммы заявку на выпуск сертификатов в пределах предусматриваемых графиком средств на предоставление социальных выплат (п. 7 Порядка).
После получения контрольных цифр бюджетных средств уполномоченный орган формирует сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Министерству обороны Российской Федерации (далее - сводный список получателей сертификатов), на основании реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и реестра граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат, в соответствии с очередностью, установленной по каждой категории граждан - участников подпрограммы (п. 8 Порядка).
Формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Порядок очередности определяется для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил, датой подачи (отправки по почте) ими в уполномоченный орган либо в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части (п. 9 Порядка).
Уполномоченный орган осуществляет получение у государственного заказчика подпрограммы бланков сертификатов, их хранение и учет. Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы (п. 11 Порядка).
В приложении № ****** к федеральной целевой программе «Жилище» определены объемы финансирования данной программы на 2015-2020 годы.
В соответствии с разделом II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы распределение годового объема финансирования между категориями граждан - участников подпрограммы осуществляется пропорционально общим объемам финансирования в отношении указанных категорий в соответствии с разделом IV подпрограммы («Ресурсное обеспечение подпрограммы»).
Из изложенного следует, что действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования. Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется в пределах предоставленных из федерального бюджета объемов финансирования в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.
Кроме того, выдача сертификатов осуществляется с учетом реализации положений, установленных вышеуказанными Правилами, в частности, после предоставления предусмотренных п. 44 Правил документов.
При таких обстоятельствах возложение на ответчиков обязанности предоставить истцам жилищный сертификат противоречит положениям Правил, устанавливающим не только определенный порядок, но и необходимые правовые и финансовые основания для выдачи сертификатов.
Более того, возложение на ответчиков обязанности выдать истцам государственный жилищный сертификат приведет к предоставлению сертификата истцам вне очереди, что также противоречит Правилам и приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, ранее включенных в сводный список.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования и в порядке очередности, невыдача сертификата истцам не может свидетельствовать о нарушении его права на жилище.
Истцами не представлены доказательства нарушения их прав, реализации прав иных граждан, включение которых в число участников подпрограммы осуществлено позднее дня признания истцов участниками подпрограммы.
В связи с изложенным отсутствуют основания полагать о нарушении прав истцов со стороны заявленных в иске ответчиков.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства в совокупности и представленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова