Дело № 2-2311/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием представителя истца Никифоровой З.Н.,
21 августа 2017 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда к Мурашкину ФИО6 о возложении обязанности предоставить доступ в квартиру и технический паспорт на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда (далее Управление) обратилось в суд с иском к Мурашкину А.А. обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило обращение собственников квартир многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, по вопросу самовольного переустройства и перепланировки квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. С целью установления фактов, изложенных в жалобе, Управлением назначена внеплановая выездная проверка. В этой связи, ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления доступа в жилое помещение и предоставления документов. Однако, доступ в квартиру Мурашкиным А.А. не предоставлен. ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ. После чего, ДД.ММ.ГГГГ Мурашкину А.А. направлено повторное уведомление о необходимости предоставления доступа в жилое помещение– <адрес>. Вместе с тем, ответчиком доступ в квартиру не обеспечен. Указывают, что не предоставление Мурашкиным А.А. должностному лицу Управления доступа в свою квартиру для проведения обследования жилого помещения и оценки характера и объема производственных работ по перепланировке квартиры препятствует осуществлению Управлением возложенных на него действующим законодательством полномочий, в том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения. С целью проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, просят обязать Мурашкина А.А. предоставить должностному лицу Управления доступ в <адрес>, расположенную в многоквартирном <адрес> для проведения инспекционной проверки; обязать Мурашкина А.А. предоставить технический паспорт на <адрес> многоквартирного <адрес> по состоянию на дату последней технической инвентаризации.
В судебном заседании представитель истца Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда Никифорова З.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Ответчик Мурашкин А.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражения по существу заявленных требований не представил. Мурашкин А.А. извещался судом заказной корреспонденцией по адресу регистрации (<адрес>). Судебная корреспонденция возращена в адрес суда как невостребованная адресатом по истечении срока хранения. В этой связи суд в силу части третьей ст. 167 ГПК РФ признает ответчика извещенным надлежащим образом, и считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 25 Конституции РФ проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4).
Как следует из материалов дела, Мурашкин А.А. является собственником жилого помещения– квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-42).
Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере определяются положениями статьи 14 Жилищного кодекса РФ и предусматривают в том числе осуществление жилищного контроля (п. 9 ч. 1).
Необходимость осуществления такого контроля связана, в том числе и с выполнением функций органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 293 ГК РФ.
В соответствии со ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения- также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
В свою очередь, Управление в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению государственного жилищного надзора», Постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных государственных полномочий <адрес> по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в городском округе город- герой Волгоград» осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление собственников многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> об осуществлении проверки законности производимой перепланировки в квартире, принадлежащей Мурашкину А.А., по адресу: <адрес> (л.д. 6-7).
На основании распоряжения Управления «Жилищной инспекции Волгограда» Администрации Волгограда №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением, зарегистрированным за номером УЖИВ/К-696 от ДД.ММ.ГГГГ, назначена внеплановая выездная проверка соблюдения правил пользования жилым помещением собственником <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>. Срок проведения проверки установлен 6 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8-9).
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Мурашкина А.А. направлено, а ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получено, уведомление №-р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки факта нарушения правил пользования жилыми помещениями в многоквартирном доме, в части самовольной перепланировки и переоборудования (переустройства) жилого помещения, собственником которого он является, сбор для участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут; необходимости обеспечения доступа в помещение квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, предоставления правоустанавливающих документов на жилое помещение; технического паспорта на указанную квартиру. При проведении проверки указано об участии лично либо обеспечении явки представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью (л.д.10-11).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Кроме того, данное уведомление содержало предупреждение о возможности ДД.ММ.ГГГГ 13 час. 30 мин. составления протокола об административных правонарушениях в случае невыполнения требований, неповиновению законному распоряжению или требованию должностному лицу, воспрепятствованию законной деятельности должностного лица, непредставление или несвоевременное представление необходимой для проведения проверки информации.
Однако провести проверку на предмет установления фактов надлежащего или ненадлежащего использования жилого помещения, собственником которого является Мурашкин А.А., сотрудникам Управления не представилось возможным, так как доступ в квартиру ответчиком не был обеспечен, о чем составлен акт о невозможности проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом инспекционного отдела Управления в отношении Мурашкина А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (л.д. 14).
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Управлением вынесено распоряжение №-р о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения правил пользования жилым помещением собственником <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>, срок которой установлен в 6 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Согласно уведомлению №-р от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес Мурашкина А.А., Управление сообщило о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки факта нарушения правил пользования жилыми помещениями в многоквартирном доме, в части самовольной перепланировки и переоборудования (переустройства) жилого помещения, собственником которого он является, сбора для участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут; необходимости обеспечения доступа в помещение- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, предоставления правоустанавливающих документов на жилое помещение; технического паспорта на указанную квартиру. При проведении проверки Мурашкну А.А. указано об его участии лично либо обеспечении явки представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью (л.д.19).
В установленное время доступ в <адрес> многоквартирного <адрес> ответчиком для осуществления должностным лицом инспекционной проверки соблюдения правил использования жилым помещением предоставлен не был, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №-Р о невозможности проведения проверки (л.д. 22).
Согласно п.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от 21.01.2006г. установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса; самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Суд отмечает, что действия по самовольному переустройству и перепланировке жилого помещения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 КоАП РФ.
Также судом обращено внимание на то, что допущенные в ходе ремонтных работ нарушения конструкций жилого помещения могут привести к деформации и снижению несущей способности как отдельных конструктивных элементов жилого здания, так многоквартирного дома в целом, что в свою очередь может стать причиной вреда не только имуществу проживающих в многоквартирном <адрес> в <адрес> граждан, но и их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу том, что действия Мурашкина А.А. по непредоставлению должностному лицу Управления доступа в квартиру, принадлежащую на праве собственности, для проведения обследования жилого помещения и оценки характера и объема производственных работ по перепланировке препятствуют осуществлению истцом возложенных на него действующим законодательством полномочий, в частности праву на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения.
Поскольку ответчиком создаются препятствия государственному органу жилищного надзора в осуществлении проверки и обследования жилищного фонда с целью выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения правил пользования жилыми помещениями, суд считает, что исковые требования Управления к Мурашкину А.А., о понуждении к предоставлению доступа в квартиру и предоставлении технической документации на квартиру подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных требований закона, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда к Мурашкину ФИО7 о возложении обязанности предоставить доступ в квартиру и технический паспорт на жилое помещение – удовлетворить.
Обязать Мурашкина ФИО8, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, предоставить должностному лицу Управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда доступ в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения правил пользования жилыми помещениями.
Обязать Мурашкина ФИО9, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, предоставить в Управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда, расположенное по адресу: <адрес>, технический паспорт на <адрес> в <адрес>, по состоянию на дату последней технической инвентаризации для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства РФ.
Взыскать с Мурашкина ФИО10, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Юрченко
Мотивированное решение составлено 28 августа 2017 года.
Судья Д.А. Юрченко