8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен признанного непригодным к проживанию по договору социального найма № 2-3374/2017 ~ М-3213/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-3374/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.09.2017 года                                г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобиной М.А., Злобиной И.Л. к Администрации <адрес>, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взамен признанного непригодным к проживанию по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истицы Злобина М.А. и Злобина И.Л. обратились в суд с названным иском, в обоснование указав, что Злобина М.А. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 23,00 кв.м., на основании ордера это жилое помещение было предоставлено ее бабушке ФИО4, выданного ей по месту работы в 1960г. Наймодателем данного жилого помещения является Департамент жилищной политики Администрации <адрес>. В квартире также проживает ее мать ФИО2 В 2014 г. жилой дом по <адрес> был признан аварийным и непригодным для проживания. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истцов из ветхого жилья. Просили обязать Администрацию <адрес>, Департамент жилищной политики Администрации <адрес> предоставить истцам другое благоустроенное помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 23 кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта <адрес>, включив в договор социального найма в качестве члена семьи ФИО2 (л.д.4,8-9).

Истицы Злобина М.А. и Злобина И.Л. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просили иск удовлетворить, указав, что в настоящее время имеется угроза обвала потолка и пола, затронуты несущие конструкции, проживать в жилом помещении опасно для их жизни.

Представитель Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Пивкина Я.О., действующая на основании доверенностей (л.д.57,60) в судебном заседании просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании ч. 3 указанной статьи жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Руководствуясь п.п. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно положениями ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как следует из материалов дела, на основании заключения межведомственной комиссии города Омска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от ДД.ММ.ГГГГ спорный многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.10-13).

Из справки ООО «УК – ЖХ» от 19.07.2017г. следует, что ФИО1 с 01.09.1999г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> -10, членом ее семьи является мать – ФИО2, от прежнего балансо - держателя документы на вселение переданы не были (л.д.17). Из пояснений истиц следует, что документы были утрачены при пожаре. Право пользования спорным жилым помещением ответчиками не оспорено. Указанное подтверждается копией лицевого счета и поквартирной карточкой (л.д.14,18).

Согласно ответу Администрации города Омска спорный жилой дом признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу; Постановлением установлен срок отселения физических и юридических лиц из указанного жилого дома до 21 февраля 2016 года (л.д.22-29).

Из ответа Департамента жилищной политики администрации г. Омска следует, что в региональную программу по расселению названный дом не включен (л.д.22-23)

В силу положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Обязанность предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, жилых помещений лежит на органах местного самоуправления.

Предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Признание дома аварийным является основанием для расселения жильцов дома. При этом расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ, с учетом права, на основании которого истцы владели жилыми помещениями аварийного дома, ответчик обязан предоставить жилые помещения тем истцам, которым ранее занимаемые жилые помещения предоставлялись на условиях социального найма и в последующем в собственность таких граждан не передавались, а также исходя из установленного законом критерия равнозначности жилых помещений.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу <адрес> принадлежат на праве собственности муниципальному образованию <адрес>, поскольку право собственности не оформлено (л.д.43-46,93-94).

Согласно техническому паспорту от 22.04.2013г. следует, что общая площадь <адрес> жилом <адрес> в <адрес> составляет 23 кв.м. (л.д. 63-64).

Согласно копии лицевого счета квартиросъемщика № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрированы и проживают: ФИО1 (ОКС) постоянно с 01.09.1999г., ФИО2 (мать) постоянно с 02.08.2002г. (л.д.14).

Как следует из пояснений истиц в судебном заседании, ФИО2 заключила договор безвозмездной передачи в собственность граждан жилого помещения -0 <адрес> в 2000г. (л.д.38), затем 28.03.2000г. продала данное жилое помещение ФИО6 (л.д.95-97), которая реализовала свое право на расселение из аварийного жилья в ноябре 2009г. (л.д.103-105).

Согласно сведениям ГП ОО «ОТИЗ» и Управления Росреестра по <адрес>, в настоящее время истицы ФИО1 и ФИО2 собственниками жилых помещений на территории Омска и <адрес> не являются (л.д.39-42).

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что ФИО2 может быть признана членом семьи нанимателя – ФИО1, поскольку обе имеют регистрацию и проживают в спорном жилом помещении более 15 лет, требований об их выселении уполномоченным органом заявлено не было как ранее, так и при рассмотрении настоящего спора, правопритязаний со стороны иных лиц на спорное жилое помещение судом не установлено, истицы несут расходы по оплате коммунальных платежей, факт пожара в спорном жилом помещении подтвержден суду (л.д.65-66).

В соответствии с представленным суду Техническим отчетом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аналитика», состояние жилого дома, расположенного по адресу <адрес> оценивается как аварийное. Физический износ здания в целом составил 71 %. Эксплуатация крыши и части перегородок недопустима; существует опасность обрушения. Здание является не пригодным для проживания и подлежит сносу (л.д. 67-54).

При этом, из Технического отчета от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аналитика» следует, что состояние жилого дома, расположенного по адресу <адрес> оценивается как аварийное. Физический износ здания в целом составил 72 %. Эксплуатация крыши и части перегородок недопустима; существует опасность обрушения. Здание является не пригодным для проживания и подлежит сносу (приложение).

Таким образом, судом установлено, что в спорном доме имеет место стабильное разрушение несущих конструкций, что с очевидностью представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

Сроки расселения дома истекли, новый срок не установлен, доказательств предоставления истцам жилого помещения, суду не представлено.

С учетом изложенного судом установлено, что дом, в котором проживают истцы, является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном доме создает угрозу их жизни и здоровью, дом подлежит расселению. Суд исходит из того, что состояние дома является аварийным, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан и подлежит немедленному расселению, поскольку затягивание расселения жильцов из жилых помещений, в которых проживание опасно, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей.

Обязанность по обеспечению истцов жилым помещением в силу положений ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 87 ЖК РФ должна быть возложена на администрацию г. Омска и доводы ответчика об отсутствии у ответчика такой обязанности противоречат закону.

При этом фактически право истцов на предоставление им жилого помещения ответчиком не оспаривается. Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения жильем лиц, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не освобождает администрацию от исполнения возложенной на нее законом обязанности и не может послужить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных истцам законом прав. По этим же основаниям на жилищные права Злобиных не может оказать влияние факт включения или не включения квартиры 10 в региональную адресную программу.

Согласно Обзору практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, внеочередной характер обеспечения жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, носит исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью в данном случае является сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены), с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а не улучшение жилищных условий по количественным показателям (по нормам предоставления площади жилого помещения) (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1368-0-0).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Общие нормы предоставления жилых помещений, предусмотренные ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не подлежат применению в случае предоставления жилого помещения при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ).

Законом предусмотрена обязанность ответчика обеспечить истцов жилым помещением во внеочередном порядке. При этом закон не предоставляет обязанному лицу права самостоятельного установления сроков исполнения возложенной на него обязанности.

Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств на Администрацию г. Омска подлежит возложению обязанность по предоставлению истцам по договору социального найма в связи со сносом жилого помещения взамен занимаемого, жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, по общей площади не менее ранее занимаемому, находящееся в черте населённого пункта город Омск.

Иных доказательств, помимо исследованных суду не представлено, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Администрацию <адрес> незамедлительно предоставить Злобиной М.А. и Злобиной И.Л., как члену ее семьи на условиях договора социального найма, в связи со сносом аварийного дома, благоустроенное жилое помещение (квартиру), общей площадью не менее 23,00 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта <адрес> взамен занимаемого и подлежащего сносу, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                    Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2017г.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн