8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение № 2-5779/2017 ~ М-2963/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Гр. дело № 2-5779/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при секретаре Никитиной М.В., с участием истицы Гавриловой А.Ю., представителей ответчика Фокеева А.В., Бондаревой Т.С., Мухановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой А. Ю. к Администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о признании бездействия ответчика в части отказа в предоставлении благоустроенного жилого помещения незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указав следующее.

Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Канавинского района заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Шарова М.С. от [ 00.00.0000 ] [ № ] истица включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования города Нижнего Новгорода.

При обращении в адрес Главы администрации г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда истицей было получено письмо от [ 00.00.0000 ] [ № ], согласно которому решение о предоставлении детям-сиротам жилых помещений принимается с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем. В соответствии с положением о городской комиссии рассмотрение вопроса возможно при наличии соответствующего жилищного фонда, в связи с чем в настоящее время предоставить жилье истице не представляется возможным.

Истица относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение в образовательном учреждении, собственного жилого помещения не имеет, также как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем истица считает, что имеет право на представление ей жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Нижний Новгород».

Истица, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд признать бездействие ответчика в части отказа ей в предоставлении благоустроенного жилого помещения незаконным, обязать ответчика предоставить жилое помещение на территории г.Нижнего Новгорода по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным требованиям, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством норм

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, дала объяснения по существу иска.

В судебном заседании представители ответчика Фокеев А.В., Бондарева Т.С., Муханова Н.В., действующие на основании доверенностей , исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление , пояснили, что истица стоит в списке на получение жилого помещения под номер [ № ] Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О внесении изменения в приказ министерства социальной политики Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области в [ 00.00.0000 ] » определено 72 жилых помещения для предоставления органами местного самоуправления детям-сиротам в г.Нижнем Новгороде в соответствующем финансовом году. В конце [ 00.00.0000 ] истица будет обеспечена жилым помещением.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] . была установлена опека над Гавриловой А.Ю.

Из материалов дела следует, что истица зарегистрирована по адресу: [ адрес ], данное жилое помещение принадлежит опекуну, жилого помещения на праве собственности истица не имеет

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истица обратилась к Главе администрации г.Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда

Из письма администрации города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] г. следует, что истица состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «город Нижний Новгород». Решение о предоставлении детям-сиротам жилых помещений принимается на заседании городской комиссии по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгород с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем. В соответствии с положением о комиссии рассмотрение вопросов предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам возможно при наличии данного жилищного фонда, в связи с чем в настоящее время предоставить жилье не представляется возможным

Как установлено судом и в судебном заседании не оспаривалось сторонами, распоряжением главы администрации Канавинского района г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канавинского района г.Н.Новгорода

С учётом изложенного и принимая во внимание, что истица состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что истица имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Довод ответчика о том, что обеспечение истицы Гавриловой А.Ю. жильем нарушит права иных лиц, включенных в список ранее, несостоятельна, поскольку истица имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее нее.

Таким образом, требования истцы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования удовлетворить.

Признать отказ администрации г.Нижнего Новгорода в предоставлении благоустроенного жилого помещения - незаконным.

Возложить на Администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить Гавриловой А. Ю. жилое помещение на территории города Нижнего Новгорода по договору специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным требованиям, площадью не ниже установленных действующим законодательством норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                       И.А.Шкинина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн