8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности поставить (восстановить) на учет для получения жилья, взыскании компенсации морального и материального вреда № 2-3657/2017 ~ М-3201/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-3657/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2017 года                                 г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Симон Н.Б.,

при секретаре Шмидт Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суханова Аркадия Семеновича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности поставить (восстановить) на учет для получения жилья, взыскании компенсации морального и материального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Суханов А.С. обратился в суд с требованиями к ответчику о возложении обязанности поставить (восстановить) на учет для получения жилья, взыскании компенсации морального и материального вреда.

В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им через многофункциональный центр предоставления услуг было подано заявление о постановке в очередь на получение жилья как ветерана боевых действий нуждающегося в получении жилья. Перечень документов предоставлен согласно требований комитета. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в признании истца нуждающимся в постановке на получение жилья, так как не была предоставлена выписка из домой книги на члена семьи. ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно подано заявление в комитет с предоставлением выписки из домовой книги на жену ФИО4 о постановке в очередь на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в признании нуждающимся и постановке на учет на получение жилья как ветерана боевых действий. Причиной отказа послужило не предоставление истцом персональных данных на третьих лиц не проживающих с истцом по адресу ....

Истец просит обязать ответчика поставить (восстановить) его в очереди на получение жилья для ветеранов боевых действий на основании ранее поданных документов, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 руб., в виде моральных и материальных средств причиненных при сборе документов.

Истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указал, что не согласен с вынесенными приказами Комитета, оспаривает их, поскольку все указания Комитета им были исполнены, необходимые документы были предоставлены, часть документов не мог предоставить ввиду объективных причин, поскольку ФИО5 проходит военную службу по контракту, в настоящее время находится в служебной командировке. Ранее состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, затем был снят с этого учета, но подтвердить данные обстоятельства не может. Причинение ему нравственных страданий усматривает в связи с неоднократным сбором одних и тех же документов, материальный ущерб причинен также неоднократным ксерокопированием одинаковых документов, а также судебными издержками, доказательств данного ущерба в настоящее время не имеет, разграничить размер материального и морального вреда не может.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, указав на то, что истец дважды обращался в Комитет с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом не исполнив обязанность по предоставлению тех документов, которые возложены законом на него, поэтому ему было отказано в постановке на учет нуждающихся, также имеет место третье обращение, по которому решение не принято. По сведениям Комитета истец ранее не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает, что отсутствуют доказательства причинения ему морального и материального вреда.

Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон "О ветеранах").

Согласно п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2004, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

В соответствии со ст. 9 Закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закон "О ветеранах" одним из видов социальной поддержки ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, реализация жилищных прав истца регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, поставлена в зависимость от признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для признания нуждающимся в жилом помещении представляются следующие документы:

1) заявление;

2) копия паспорта (копия документа, заменяющего паспорт) гражданина Российской Федерации, а также копии паспортов всех членов семьи;

3) копия кадастрового и (или) технического паспорта на занимаемое жилое помещение, в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности либо предоставлено ему на основании договора социального найма;

4) копия домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки);

5) копии документов, подтверждающих состав семьи;

6) правоустанавливающий документ на жилое помещение (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договор социального найма и другие документы);

7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством;

8) документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, о принадлежащих и принадлежавших заявителю и членам его семьи жилых помещений за пять лет до дня подачи заявления о принятии на учет.

В силу ст. 5 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказ в принятии граждан на учет допускается по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

На основании п.1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Суханов А.С. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах».

Как усматривается из материалов дела Суханов А.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В заявлении истец указал в качестве членов своей семьи супругу ФИО4

К заявлению истец приложил следующие документы: заявление, копию паспорта на имя Суханова А.С., копию паспорта на имя ФИО4, копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копию удостоверения, копию свидетельства о заключении брака между Сухановым А.С. и ФИО4, выписку из домовой книги по адресу ...., свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу ...., протокол заседания межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей распиской.

Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, проживающему по адресу ...., отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку не представлена выписка из домовой книги по месту жительства члена семьи заявителя, указанного в заявлении, обязанность по предоставлению которой возложена на заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ Суханов А.С. повторно обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

К заявлению истец приложил следующие документы: заявление, копию паспорта на имя Суханова А.С., копию паспорта на имя ФИО4, копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования на имя Суханова А.С., на имя ФИО4, копию удостоверения, копию свидетельства о заключении брака между Сухановым А.С. и ФИО4, выписку из домовой книги по адресу .... согласие на обработку персональных данных от Суханова А.С., ФИО4, свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу .... выписку из домовой книги по адресу ...., что подтверждается соответствующей распиской

Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № отказано Суханову А.С. в признании нуждающимся в жилом помещении, проживающему по адресу ...., так как не предоставлены копии документов, удостоверяющих личность, на всех совместно проживающих членов семьи супруги заявителя, а именно ФИО5, ФИО6; свидетельство о рождении, ФИО5, ФИО4; свидетельство о расторжении брака ФИО4, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

На стадии рассмотрении данного дела истец вновь ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На дату рассмотрения настоящего дела решение по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом не принято.

Таким образом, основанием для отказа в признании истца нуждающимся в жилом помещении послужило не предоставление всех необходимых документов, предусмотренных ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Так при первом обращении ДД.ММ.ГГГГ истцом в заявлении указан состав семьи два человека, Суханов А.С., ФИО4 – жена.

Истцом к заявлению приложена выписка из домовой книги по адресу ...., где указан Суханов А.С. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Тогда как пунктом 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС предусмотрено предоставление копии домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки)

При повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ истец прикладывает выписку из домовой книги по адресу .... где указаны ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО7

Документы, удостоверяющие личность всех членов семьи ФИО4, а именно ФИО5, ФИО7, ФИО6 в нарушение пункта 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС не представлены.

Истец, заявляя требования о возложении на ответчика обязанности поставить 9восстановить) его в очереди на получение жилья для ветеранов боевых действий, фактически выражает свое несогласие с указанными выше приказами, поэтому суд полагает необходимым их оценить по существу.

Оценивая установленные судом обстоятельства, анализируя пакет документов, которые были предоставлены истцом при подаче заявления о принятии на учет нуждающихся, суд находит отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию не представления документов, является правильным и обоснованным, поскольку именно на гражданина, претендующего на получение в будущем жилого помещения по договору социального найма, возложена обязанность по предоставлению документов, указанных в действующем законодательстве.

Неисполнение этой обязанности влечет за собой соответствующие последствия в виде отказа государственного органа в совершении определенного действия.

Так, в первом случае истцом не была представлена выписка из домовой книги по месту жительства члена семьи, а именно супруги, при этом с учетом полученных Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия выписок из ЕГРП усматривается наличие в собственности супруги заявителя жилого помещения, а из выписки из домовой книги по месту жительства истца отсутствуют сведения о регистрации по указанному адресу кого-либо еще кроме истца.

Во втором случае, истец дополнительно к ранее поданным документам представляет выписку из домовой книги по месту регистрации супруги по адресу ...., в которой были указаны ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО7 Вместе с тем, документов, удостоверяющих их личность, не представлено.

Доводы истца о том, что сын супруги ФИО5 проходит военную службу, что препятствует предоставить соответствующий на него документ, суд находит несостоятельным, поскольку закон не содержит возможности освобождения истца от исполнения данной обязанности. Кроме того, суд учитывает, что сведения о прохождении последним военной службы и невозможности по каким-либо причинам предоставить на него документ, удостоверяющий личность, в Комитет предоставлено не было.

Вопрос о признании Суханова А.С. нуждающимся в жилом помещении по существу Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула не разрешался, поскольку оснований для принятия решения по представленным пакетам документов не имелось.

Таким образом, не предоставление истцом всех необходимых документов является препятствием для окончательного решения о возможности принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с чем приказы Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являются законными, поскольку поданные истцом дважды заявления не отвечают требованиям закона.

Требование о возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что проверка соответствия условий постановки на учет ввиду отсутствия полного и необходимого пакета документов не входит в компетенцию суда.

Требование о возложении на ответчика обязанности восстановить в такой очереди также является несостоятельным, поскольку доказательств того, что истец состоял в очереди суду не представлено, по сведениям Комитета истец на учете нуждающихся не состоял.

Суд также полагает необходимым отметить, что при отказе в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании поданного в Комитет заявления от ДД.ММ.ГГГГ, истец не лишен возможности защищать свои права в судебном порядке способами, предусмотренными законом.

Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда и взыскании материального ущерба. При этом размер ущерба истцом не определен.

Истец полагает, что моральный вред ему причинен в результате нарушенного права в постановке на учет нуждающихся как ветерана боевых действий, а материальный ущерб обусловлен затратами при сборе документов, их ксерокопированию.

В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из указанных правовых норм в предмет доказывания по делу о взыскании убытков, входит установление следующих обстоятельств: наступление вреда (наличие убытков), противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, а также наличие вины причинителя вреда, при этом, отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных фактов влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении вреда.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При разрешении требований о компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что при рассмотрении судом возникшего спора действует общее правило распределения обязанностей по доказыванию - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), то есть бремя доказывания наличия морального вреда ложится на истца, а ответчики должны доказать отсутствие вины в причинении морального вреда истцу, правомерность своих действий или бездействия.

Так, необходимый пакет документов подлежит предоставлению истцом при подаче каждого заявления о постановке истца на учет нуждающихся.

Оспариваемые истцом приказы Комитета признаны судом законными и обоснованными.

Рассматривая данные требования истца о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, причиненных действиями (бездействием) ответчика, суд приходит к выводу о том, что факт причинения истцу материального ущерба, нарушения его личных неимущественных прав, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями, равно как и противоправность действий (бездействия) со стороны ответчика не нашли своего подтверждения, доказательств обратного не представлено.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Суханова А.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Суханова Аркадия Семеновича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности поставить (восстановить) на учет для получения жилья, взыскании компенсации морального и материального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула.

Председательствующий                 Н.Б. Симон

Верно

Судья_____________________Н.Б.Симон

Секретарь_________________Е.А.Шмидт

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн