Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил обязать филиал ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в <адрес> выдать на его имя государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований указал, что является ветераном военной службы и участником подразделения особого риска категории «д». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу на территории Семипалатинского полигона, а после ликвидации полигона продолжил военную службу до ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет при льготном исчислении составляет 26 лет 00 мес. 29 дн. С 1995 г. является пенсионером Министерства обороны РФ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был вселен в <адрес> жилого <адрес>, после чего ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны СССР был предоставлен ордер на занимаемую квартиру. Истец зарегистрировался по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № ****** о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время жилое помещение сдано.
До рассмотрения спора по существу от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором истец указывает, что исковые требования основывает на положениях Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, абз. 3 пп. «а» п. 5 Постановления, к правоотношениям, возникшим в связи с вселением в жилое помещение, применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР 1983 г.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 иск поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Ахметзянова Р.Р. в удовлетворении иска просила отказать, поскольку документы, подтверждающие постановку ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы, согласно порядку, действовавшему на момент увольнения ФИО1 с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учёт» по ФГКЭУ КЭЧ района), не представлены. Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета через органы местной исполнительной власти. Таким образом, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на соответствующий учет, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».
В соответствии с абз. 3 пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): а) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пп. «а» п. 19 данных Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением следующих документов: справки об общей продолжительности военной службы (службы); выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписки из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справки о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Причиной отказа приведено то обстоятельство, что на момент обращения ФИО1 действующим военнослужащим не является, на момент увольнения был обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы. ФГКУ «Центррегионжилье Министерства обороны РФ» осуществляет учет и жилищное обеспечение лиц, проходящих военную службу, а также граждан, уволенных с военной службы, которые были признаны нуждающимися в предоставлении жилья в период прохождения военной службы. Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на соответствующий учет, согласно Жилищному кодексу приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Принятие на учет вышеуказанных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, военный городок № ******, <адрес>, что подтверждается представленными копией паспорта, свидетельством о регистрации по месту пребывания № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке территориального отделения <адрес> ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истец сдал обособленному подразделению «Челябинский» ООО «ГУЖФ» занимаемое жилое помещение для постоянного проживания.
При этом доказательства постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы истцом не представлены, в связи с чем истец не может относиться к категории лиц, указанных в пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В адрес ответчика обращение по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилом помещении имело место после увольнения с военной службы, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении. Данный отказ истцом не оспорен, незаконным в судебном порядке не признан.
Кроме того, с требованиями о признании права на жилищное обеспечение как военнослужащего, уволенного с военной службы, признании права на участие в подпрограмме «Жилище» на 2015-2020 годы истец в суд, как и в уполномоченный орган, не обращался. Не было и отказа уполномоченного органа в признании ФИО1 участником подпрограммы.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ истец сам избирает способ защиты своих прав и законных интересов. Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с п. 11 ст. 13, ст. 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного Закона, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ № ******.
Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что лицо, имеющее статус, указанный в пункте 11 части первой статьи 13 Закона РФ № ******, вправе обратиться за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 7 статьи 17 Закона РФ № ******, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие граждан на жилищный учет осуществляется органом местного самоуправления, расположенным по месту жительства граждан.
Иного порядка для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, как и каких-либо льгот для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в целях реализации права на жилище граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем выдачи им государственных жилищных сертификатов, необходимым условием является принятие таких граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, истец не может быть признан участником вышеуказанной подпрограммы, поскольку не признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать, поскольку в соответствии с п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", выдача сертификатов осуществляется только гражданам – участникам подпрограммы, вместе с тем ФИО5 таковым не признан, право на получение сертификата в рамках данной подпрограммы у него на момент рассмотрения настоящего спора по существу не возникло, как и обязанности у ответчика по выдаче сертификата.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Н.А. Бабкина