Дело № 2-2258/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 24 августа 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием истца Климовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой А. А. к администрации Орджоникидзевского района г. Перми, администрации г. Перми о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность или выплате денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Климова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г. Перми, администрации г. Перми о возложении обязанности на администрацию Орджоникидзевского района г. Перми предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение квартиру, общей площадью не менее 43,2 кв.м., состоящую не менее чем их двух комнат, в черте города Перми, отвечающую санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, взамен аварийного или выплате денежной компенсации по рыночной стоимости метража (один миллион шестьсот восемьдесят три тысячи сто пятнадцать рублей).
Требования мотивировано тем, что истец является собственником квартиры <АДРЕС>. По указанному адресу зарегистрированы и проживают два человека мать и брат истца. Квартира состоит из двух комнат 17,4 кв.м и 11 кв.м., общая площадь 43,2 кв.м., имеется канализация (выгребная яма), газ, отопление. Актом межведомственной комиссии №... от (дата) спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения отнесены к категории непригодных для постоянного проживания. До настоящего момента какие-либо работы по реконструкции дома или ремонтные работы не производились, некоторые квартиры в доме расселены по решению суда в 2008 году.
Истец Климова А.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен. В представленном письменном отзыве просит в удовлетворении требований отказать, указав, что жилые помещения в доме по <АДРЕС> признан аварийным подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от (дата). Климова А.А. является собственником двухкомнатной квартиры №... в указанном доме. Расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, реализуется по муниципальной адресной программе. Решения о сносе дома по <АДРЕС> и об изъятии земельного участка не принято.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указал, что иск не признает, администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку функциями по управлению муниципальным жилищным фондом не наделена.
Выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года N 494).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан не только наниматель по договору социального найма, но и собственник жилого помещения, проживающие с ним члены его семьи.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу положений части 1, 2 статьи 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как, в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В судебном заседании судом установлено, что Климова А.А. является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 43,2 кв.м, расположенной по адресу: <АДРЕС> на основании договора дарения от (дата), право собственности зарегистрировано в ЕГРП (дата).
Распоряжением главы администрации г. Перми № 48-р от 06 марта 2008 года многоквартирный дом по адресу: <АДРЕС> признан аварийным и непригодным для проживания.
Заключением межведомственной комиссии администрации Орджоникидзевского района г. Перми от (дата) №... жилой дом по адресу: <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из ответа Управления жилищных отношений администрации г. Перми от (дата) на обращение Климовой А.А. следует, что (дата) жилой дом по адресу: <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в «Реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания и аварийных многоквартирных домов». Указанный дом в план расселения на 2013-2017 годы не включен. В рамках реализации программ расселение и снос будет производится после 2017 года.
Согласно справке о составе семьи №... от (дата), выданной ООО «Ликас» в квартире, расположенной по адресу: <АДРЕС> зарегистрированы ФИО1 (мать истца), ФИО2 (брат истца) (л.д. 11).
Истец Климова А.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака от (дата).
Климова А.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <АДРЕС>.
Согласно сведениям из ЕГРП от (дата) <.....> доля в квартире, общей площадью 37,2 кв.м, расположенной по адресу: <АДРЕС> принадлежит Климовой А.А. на основании договора купли-продажи от (дата).
Истцом представлено заключение специалиста ООО «МВМ-Оценка» от (дата), из которого следует, что рыночная стоимость двухкомнатной квартиры, общей площадью 43.2 кв.м, на 2 этаже 2-этажного деревянного жилого дома, расположенной по адресу: <АДРЕС> составляет округленно: 1 109 000 рублей.
Анализируя представленные сторонами доказательства, оснований для удовлетворения заявленных требований Климовой А.А. не имеется.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу.
По смыслу статьи 9 ГК РФ, статей 3, 4, 39, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только истцу принадлежит право определять ответчика, предмет и основание иска, а суд рассматривает и разрешает заявленные требования по основаниям, указанным истцом.
Из анализа приведенных выше норм, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения собственнику жилого помещения, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно при наличии факта признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Как установлено судом, Климова А.А., как и зарегистрированные в жилом помещении граждане, на учете в качестве нуждающихся в жилье малоимущих граждан не состоят. Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит <.....> доля в квартире, общей площадью 37,2 кв.м, расположенной по адресу: <АДРЕС>. Стороной истца не представлено доказательств в подтверждение того, что она состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Если же жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Из приведенных норм следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом безусловное право собственников таких жилых помещений на предоставление другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма законом не предусмотрено.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения не принималось. Следовательно, при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого отсутствуют правовые основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить гражданину такое жилое помещение.
Кроме этого, в соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 г. № 7, у администрации районов города Перми полномочий по предоставлению гражданам жилых помещений, по каким-либо основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Климовой А.А. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Климовой А. А. о возложении обязанности на администрацию Орджоникидзевского района г. Перми предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение квартиру, общей площадью не менее 43,2 кв.м., состоящую не менее чем их двух комнат, в черте города Перми, отвечающую санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, взамен аварийного или выплате денежной компенсации по рыночной стоимости метража (один миллион шестьсот восемьдесят три тысячи сто пятнадцать рублей) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 29 августа 2017 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.