Дело № 2-1680/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 года город Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,
при секретаре Поповой А.С.,
с участием представителя истца Платоновой И.Б. – Плотниковой Е.Н., действующей по доверенности от 11 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой И.Б. к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми, администрации Орджоникидзевского района города Перми о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на праве собственности, суд
УСТАНОВИЛ:
Платоновой И.Б. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику, в которых просит:
Возложить обязанность на Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми предоставить во внеочередном порядке на праве собственности Платоновой И.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 43,7 кв.м., в том числе жилой не менее 28,3 кв.м., расположенной в границах города Перми, вместо принадлежащего на праве собственности Платоновой И.Б. жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры расположенной в <АДРЕС>.
Заявленные требования истцы мотивировали следующим.
Она (Платоновой И.Б.) является собственником <АДРЕС>, что подтверждается договором купли продажи от 12.11.1997 года.
Истец купила, для проживания себе и членам своей семьи, двухкомнатную <АДРЕС>, расположенную в 2 этажном кирпичном жилом доме на 2 этаже, полезной площадью 43,1 кв.м., жилой - 27,8 кв.м., состоящую из двух комнат, кухни, совмещенного санузла, балкона площадью 0,4 кв.м.
В указанном помещении состоит на регистрационном учете Платоновой И.Б., (дата) года рождения, ФИО, (дата) года рождения, Платонова А.Г., (дата) года рождения.
В настоящее время <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу (заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 1/47 от 21.11.2013 года).
Платоновой И.Б. обратилась в Управление жилищных отношений Администрации города Перми и Администрацию города Перми с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <АДРЕС>, в пределах г. Перми, отвечающего санитарно-техническим требованиям, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Согласно ответу Управления жилищных отношений Администрации города Перми от 05.04.2017 года № №... многоквартирный <АДРЕС> не включен в план расселения и сноса на 2013-2017 годы в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.01.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» администрацией города Перми осуществляется расселение жилых многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года. Бюджетные средства на расселение <АДРЕС> в этом году не предусмотрены. Расселение указанного дома планируется в срок до конца 2020 года.
Ответ Администрации города Перми Платоновой И.Б. не направлялся.
До настоящего времени Платоновой И.Б. и членам её семьи, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям не предоставлено.
В связи с тем, что дом признан непригодным для проживания Управляющей компанией не начисляются ежемесячные платежи по содержанию жилья и текущему ремонту многоквартирного жилого дома, обслуживание дома не производится, так как в соответствии с п. 4 раздела III решения Пермской городской думы № 24 от 26 марта 1999 года нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а так же собственникам жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории ветхих и аварийных, предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от уплаты услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, содержанию придомовой территории многоквартирных домов, ремонту жилья.
Просит заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание истец, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО, не явилась, извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца на заявленных требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным.
Представитель ответчика, Муниципального образования город Пермь в лице администрации г.Перми, в суд не явился, извещен.
В материалы дела направлен письменный отзыв по иску, согласно которому исковые требования не признает. Указал, что в настоящее время администрация расселяет многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2012 года. Администрация г. Перми не располагает возможность расселить одновременно все жилые дома, отнесенные к данной категории, так как финансирование, выделяемое на данные цели недостаточно. Доказательств того, что истец состоит на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и признана малоимущей в целях признанию нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на 2017 год суду не представлено. Ст. 57 ЖК РФ, на которую ссылается истце, не предусматривает возможность предоставления во внеочередном порядке гражданину жилого помещения взамен также принадлежащего на праве собственности и находящегося в доме, признанном аварийном и подлежащим сносу. Не предусмотрена и возможность по обеспечению собственника иным жилым помещением на праве собственности именно во внеочередном порядке и ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. <АДРЕС> не в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен и не включается, так как включен в адресный перечень многоквартирных домов планируемых к сносу или реконструкции муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2020 года, которая предусматривает расселение таких домов не за счет средств бюджета муниципального образования г. Пермь, а за счет средств инвесторов. На данный момент инвестор отсутствует.
От представителя ответчика, администрации Орджоникидзевского района г.Перми, также направлено заявление, в котором он просит гражданское дело рассмотреть без своего участия. Ранее в письменном отзыве указывал, что администрация Орджоникидзевского района г.Перми не является надлежащим ответчиком по данному делу. Функциями по управлению муниципальным жилищным фондом администрация района не наделена (л.д.37).
Третье лицо Платонова А.Г. извещена о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Просила дело рассмотреть без ее участия.
Представитель третьего лица – ТУ Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям ст. 86-88 ЖК РФ другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Исходя из правовой позиции, приведенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. В случае, если требования заявлены о предоставлении другого жилого помещения в собственность, на муниципальное образование должна быть возложена обязанность по предоставлению гражданам в собственность благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 205 (ред. от 27.10.2015) «Об утверждении муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2020 годы», жилой дом по адресу: <АДРЕС> включен в данную программу.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
На основании договора купли-продажи от 12 ноября 1997 года, Платоновой И.Б. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС> (л.д.7).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно данных технического паспорта на квартиру и выписке из ЕГРН, ее общая площадь составляет 43,7 кв.м., жилая 28,3 кв.м. (л.д.33-36).
В данном жилом помещении состоят на регистрационном учете: Платоновой И.Б., Платонова А.Г. и ФИО (л.д.8).
Из заключения межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 21 ноября 2011 №... следует, что многоквартирный <АДРЕС> является аварийным и подлежащим сносу (л.д.9). Согласно техническому заключению по результатам обследования несущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <АДРЕС> от 2013 года, существующее здание эксплуатируется 58 лет. Техническое состояние строительных конструкций здания находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости здания. Приведение здания в состояние, соответствующее современным нормативным требованиям, экономически нецелесообразно и технически невозможно. Необходимо принять решение по расселению жителей и сносу дома.
Платоновой И.Б. обращалась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми и администрацию г. Перми с заявлениями о предоставлении ей другого жилого помещения (л.д.10-14). Ответом от (дата) № №... УЖО администрации г. Перми в удовлетворении заявления отказано (л.д.15).
Давая оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд считает, что исковые требования заявлены обосновано, но подлежат частичному удовлетворению.
Жилой дом по <АДРЕС> включен в муниципальную адресную Программу по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2020 годы, утвержденную решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 №205, в связи чем собственник жилого помещения №... Платоновой И.Б. в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 23.06.2016 года) имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения ее жилищных прав.
Материалы дела не содержат сведений совершения администрацией г. Перми действий по изъятию жилого помещения, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Суд исходит из того, что действительно предусмотренная ст. 32 ЖК РФ процедура изъятия жилого помещения органом местного самоуправления не была соблюдена, однако включение дома истца в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа, в связи с чем имеются основания для удовлетворении иска.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
Жизнь и здоровье гражданина РФ, охраняемые Конституцией РФ, не должны подвергаться угрозе в связи с проживанием последним в жилом помещении, не отвечающем всем необходимым нормам и требованиям.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Материалами дела подтверждается, что проживание в занимаемом истцом помещении, невозможно, в связи с чем, ей должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади, но и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь, вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения (Определение Верховного суда РФ от 09 февраля 2010 года, № 83-В09-11).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, как следствие совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного, суд считает правомерным требование истца о предоставлении во внеочередном порядке на праве собственности Платоновой И.Б. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 43,7 кв.м., в том числе жилой не менее 28,3 кв.м., расположенной в границах города Перми, вместо принадлежащего на праве собственности Платоновой И.Б. жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры №... расположенной в <АДРЕС>.
При определении общей площади жилого помещения, суд руководствуется данными технического паспорта жилого помещения.
Обязанность по предоставлению жилья суд возлагает на собственника муниципального жилья – Муниципальное образование город Перми в лице администрацию города Перми.
Довод ответчика о том, что отсутствуют доказательства того, что истец состоит на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и признана малоимущей судом отклоняется, как несостоятельный.
Администрация Орджоникидзевского района г.Перми надлежащим ответчиком по данному делу не является, оснований для возложения на нее каких-либо обязанностей не имеется.
В удовлетворении иска в данной части необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Платоновой И.Б. к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми, администрации Орджоникидзевского района города Перми о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на праве собственности, – удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации г. Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке на праве собственности Платоновой И.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 43,7 кв.м., в том числе жилой не менее 28,3 кв.м., расположенной в границах города Перми, вместо принадлежащего на праве собственности Платоновой И.Б. жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры №... расположенной в <АДРЕС>.
В удовлетворении исковых требований Платоновой И.Б. к Администрации Орджоникидзевского района г. Перми – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2017 года
Судья М.В. Ладейщикова
<.....>, судья М.В Ладейщикова