8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма № 2-3146/2017 ~ М-3326/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

                                        ...

                                    №2-3146/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2017 года                             г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,

при секретаре    Селезневой Е.Д.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Кировского района г. Томска Игловской Е.И.,

материального истца Жлукто Ю.Б., выступающей в том числе законным представителем несовершеннолетнего материального истца Жлукто К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в интересах Жлукто Ю.Б., Жлукто Б.Н., Ж.К.А. к администрации г. Томска о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Томска в интересах Жлукто Ю.Б., Жлукто Б.Н., Ж.К.А. обратился в суд с иском к администрации г. Томска, с учетом заявления об уточнении требований, о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, расположенное в пределах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,9 квадратных метров.

В обоснование заявленных требований указано, что Жлукто Ю.Б., Жлукто Б.Н., Ж.К.А. зарегистрированы и проживают по адресу: Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.

Согласно данным, предоставленным администрацией Кировского района г.Томска, Жлутко Б.Н. признан нанимателем жилого помещения – квартиры по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя К.М.А. в связи со смертью последней.

Согласно справке ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время в квартире зарегистрированы Жлукто Б.Н., Жлукто Ю.Б. (дочь Жлукто Б.Н.), Ж.К.А. (внук Жлукто Б.Н.).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по признан аварийным и подлежащим сносу.

До настоящего времени иное жилое помещение в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: аварийным и подлежащим сносу Жлукто Б.Н., Жлукто Ю.Б. и Ж.К.А. не предоставлено.

Вследствие неисполнения обязанностей по предоставлению жилого помещения была нарушена ст. 40 Конституции РФ, п.2 ст. 57 ЖК РФ, в результате надлежащим образом не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав Жлукто Б.Н., Жлукто Ю.Б., Ж.К.А. на жилище.

В судебном заседание процессуальный истец – помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И., материальный истец Жлукто Ю.Б., выступающая в том числе как законный представитель Ж.К.А. поддержали заявленные исковые требования, с учетом заявления об их уточнении, просили их удовлетворить.

Истец Жлукто Б.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чём свидетельствует телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, о причине неявки суд не известил.

Ответчик администрации Города Томска в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует входящий штамм от ДД.ММ.ГГГГ о принятии судебного извещения, о причине неявки суд не известили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Представитель ответчика администрации Города Томска представил в суд письменный отзыв, из содержания которого следует, что администрация Города Томска исковые требования не признает, считает, что иск удовлетворению не подлежит. Указывает, что истцы занимают квартиру под , которая согласно выписке из Реестра муниципальной собственности имеет общую площадь 17,9 кв.м. основанием для предоставления благоустроенного жилого помещения является непригодность жилого помещения для проживания, а не улучшение жилищных условий. Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

По сведениям администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Жлукто Б.Н. признан нанимателем жилого помещения – квартиры по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя К.М.А. (в связи со смертью последней) (л.д. 19).

Согласно справке паспортного стола ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире основным квартиросъемщиком является Жлукто Б.Н., в которой совместно с последним зарегистрированы Жлутко Ю.Б. (дочь, с ДД.ММ.ГГГГ), Ж.К.А. (внук, с ДД.ММ.ГГГГ), что также подтверждается штампом о регистрации по месту жительства в их паспортах (л.д.8-9,10-11,18).

Ж.К.А.., ДД.ММ.ГГГГ, является сыном Жлукто Ю.Б., что подтверждается свидетельством о рождении серии ... №, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ ... (л.д.13).

Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома « аварийным » и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании многоквартирного жилого дома по аварийным и подлежащим сносу. Экспертом МБУ «...» установлено, что физический износ здания составляет ...% (л.д. 24).

Согласно постановлению администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ о реализации решений межведомственной комиссии по оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Кировского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: (п.9 постановления от 30.10.2014) (л.д.23).

Указанные выше обстоятельства подтверждаются, в том числе ответом администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого также следует, что указанный дом включен в перечень многоквартирных домов подпрограммы «расселение аварийного жилья» на 2017-2020гг. муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21).

Из уведомлений Филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, № следует, что в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений отсутствуют сведения о правах Жлукто Ю.Б., Ж.К.А. на имевшиеся у них объекты недвижимости (л.д. 28-29).

По данным Томского отделения Восточно-Сибирского филиала Ао «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на 03.09.1998 сведения о наличии прав в г.Томске на недвижимое имущество в отношении Жлукто Ю.Б., Жлукто Б.Н., Ж.К.А. отсутствуют (л.д. 30).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Жлукто Б.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности (... доли) на жилое помещение, расположенное по адресу: общей площадью ... кв.м.

По сведениям администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден распоряжением администрации Кировского района Города Томска ДД.ММ.ГГГГ №), семья Жлукто Ю.Б. признана малоимущей и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.2, п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ за № 1537 с составом семьи – Жлукто Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ – отец, Ж.К.А.., ДД.ММ.ГГГГ – сын (л.д. 15-16).

Поскольку дом, расположенный по адресу: , признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованными.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии и постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, учитывая, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилищных помещениях и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Учитывая, что срок на отселение жильцов указанного дома, установленный постановлением администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истек, бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по расселению квартиры , является незаконным.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Технической документацией на квартиру , а именно: паспортом жилого помещения, сообщением справкой Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № и экспликацией к поэтажному плану жилого здания по указанному адресу, поэтажным планом, перечнем упорядоченной нумерации квартир, справочной информации по объектам недвижимости подтверждается, что жилое помещение по адресу: имеет общую площадь ... кв.м.

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: , в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое требование прокурора Кировского района г.Томска в интересах Жлукто Ю.Б., Жлукто Б.Н., Ж.К.А. к администрации г. Томска о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Томска предоставить вне очереди Жлукто Б.Н., Жлукто Ю.Б., Ж.К.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Копия верна

Судья:                            Т.А. Мелентьева

...

...

...

...

На момент опубликования решение не вступило в законную силу

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн