РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2017г. г. Иркутск
Кировский районный суд города Иркутска в составе
председательствующего судьи Бакановой О.А.,
при секретаре Даудовой Л.Х.,
с участием истца Светличной А.А.,
представителя истца Светличной А.А. по устному заявлению Хаустовой Е.С.,
третьего лица Щербаковой Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щербакова Н.А., Щербаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Светличной А.А. к администрации г.Иркутска о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Светличная А.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Иркутска о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что Светличная А.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме также зарегистрированы: дочь – Щербакова Е.С., внук – Щербаков Н.А., внучка – Щербакова А.А.
ДД.ММ.ГГГГ. истец в составе семьи из <данные изъяты> была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается выпиской из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Ответом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что в <данные изъяты> расселение многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Иркутске» муниципальной программы «Жилище на 2013 – 2019 годы», утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в Перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска.
Просит суд возложить на администрацию г. Иркутска обязанность по предоставлению Светличной А.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиями г.Иркутска, общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Иркутска.
В судебном заседании истец Светличная А.А., представитель истца по устному заявлению Хаустова Е.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд об их удовлетворении.
В судебном заседании третье лицо Щербакова Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щербакова Н.А., Щербаковой А.А., исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание ответчик администрация г. Иркутска, уведомленная о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя не направила, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, изложив позицию в представленных в материалы дела письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела № 2-1327/2017, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
Все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч. 1 ст. ГК РФ).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.
Статьей 1 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения является жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Из выписки из распоряжения главы администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке граждан на очередь улучшения жилищных условий» судом установлено, что Светличная А.А. была включена в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Светличной А.А. и ОАО «Сибстроймеханизация» был заключен договор №, согласно которому в собственность Светличной А.А. передана квартира по адресу: <адрес>. Жилое помещение передано истцу по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Однако, регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с требованиями закона не проводилась.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ признано право муниципальной собственности муниципального образования г. Иркутск на бесхозяйное недвижимое имущество квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества г. Иркутска № № указанная квартира закреплена в муниципальной казне г. Иркутска.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Светличной А.А. признано право пользования жилым помещением по адресу<адрес>.
Распоряжением заместителя мэра – руководителя аппарата администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано оформить и выдать Светличной А.А. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что на основании типового договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Светличная А.А. и члены ее семьи: дочь – Щербакова Е.С., внук – Щербаков Н.А., внучка – Щербакова А.А., является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как указал Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № и Распоряжением заместителя мэра – руководителя аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в указанном доме предписано осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос указанного дома в течение <данные изъяты> со дня принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное Распоряжение заместителя мэра – руководителя аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу отменено распоряжением заместителя мэра администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение заместителя мэра «Об отмене распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №» признано незаконным.
Таким образом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не расселен, что не оспорено в судебном заседании ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Из письма администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес истца Светличной А.А. судом установлено, что <данные изъяты> расселение многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Иркутске» муниципальной программы «Жилище на 2013 – 2019 годы», утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №. Данной подпрограммой предусмотрено проведение мероприятий по расселению домов, включенных в реестр многоквартирных домов жилищного фонда города Иркутска, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. На сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в Перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013 – 2019 годы» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №. В случае выделения дополнительных денежных средств администрацией г. Иркутска будет рассмотрена возможность включения дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Перечень. В случае освобождения равнозначного по общей площади жилого помещения муниципального жилищного фонда г. Иркутска администрация готова рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке как лицу, состоящему на учете.
В силу положений ст. 57 ЖК РФ, взамен жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
При этом, не включение многоквартирного дома по адресу: <адрес> в Перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013 – 2019 годы» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу жилого помещения взамен занимаемого, поскольку если жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока сноса дома и наличия свободных жилых помещений.
В силу положений п. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из представленного в материалы дела типового договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, и не оспорено сторонами, что общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>.
Согласно справки МКУ «Сервисно- регистрационный центр» г. Иркутска паспортный стол Ленинского округа от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, зарегистрированы 4 человека: Светличная А.А. Щербакова Е.С., Щербаков Н.А., Щербакова А.А.
По информации МУП «БТИ г.Иркутска», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Светличной А.А. Щербаковой Е.С., Щербакову Н.А., Щербаковой А.А. не имеется.
Кроме того, истец Светличная А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации г. Иркутска с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ - оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Оценивая вышеизложенное, учитывая, что право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по договору социального найма принадлежит истцу Светличной А.А., указанное жилое помещение располагается в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г.Иркутска обязанности по предоставлению Светличной А.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиями <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах г.Иркутска, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Светличной А.А. к администрации г.Иркутска – удовлетворить.
Обязать администрацию города Иркутска предоставить Светличной А.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиями г.Иркутска, общей площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Иркутска, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 23.05.2017 г.
Председательствующий О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен 23.05.2017 г.