8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возложении обязанности на ООО «Сибирский коммунальник» осуществлять расчет размера платы на содержание жилья по тарифам на 2017 год, принятым общим собранием собственников № 2-1018/2017 ~ М-676/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

2-1018/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2017 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» к Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф. о признании недействительным пункта 6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от 18.12.2016 об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2017 год в размере 16 рублей за кв.м., по встречному исковому заявлению совета многоквартирного <адрес> в <адрес> в лице Булгаковой Е.Ф., Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» о возложении обязанности на ООО «Сибирский коммунальник» осуществлять расчет размера платы на содержание жилья по тарифам на 2017 год, принятым общим собранием собственников,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сибирский коммунальник» обратилось в Октябрьский районный суд г. Омска с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> <адрес> от 18.12.2016 об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2017 год в размере 16 рублей за кв.м. Мотивируют нарушением срока и порядка принятия решения общим собранием относительно размера тарифа на содержание жилья, нарушением положений договора управления многоквартирным домом, регламентирующего вопрос определения размера тарифов, исключением оплаты собственниками таких видов работ, которые управляющая организация обязана выполнять (организация работ по расчету платы за коммунальные услуги на ОДН, организацию работ по предоставлению информации в электронном виде.. Принятый размер тарифа не сможет обеспечить истцу возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ по договору управления. В ходе рассмотрения дела исковые требования дополнены указанием на отсутствие экономического обоснования для снижения размера платы по ряду позиций; нарушение требований к оформлению протокола общего собрания, недействительность результатов голосования за лиц, оформивших доверенности на представителей без соблюдения установленного Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) порядка, исключение голосов данных собственников будет свидетельствовать об отсутствии кворума общего собрания.

Встречное исковое заявление было выделено из материалов гражданского дела №, рассмотренного Октябрьским районным судом г. Омска 28.03.2017. Исковые требования по данному гражданскому делу выглядели следующим образом:

1. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» применить в отношении истцов Булгаковой Е.Ф., Кравченко Г.В., Чискидовой Л.Ф. утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> размер платы за содержание и ремонт жилья в 2014 г. в размере 9,80 руб. за 1 кв. м; в 2015 г. в размере 11 руб. за 1 кв. м; в 2016 г. в размере 12 руб. за 1 кв. м; в 2017 г. в размере 16 руб. за 1 кв. м.

2. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья истцам Булгаковой Е.Ф., Кравченко Г.В., Чискидовой Л.Ф. за 2014 г. исходя из размера платы за содержание и ремонт жилья, равной 9,80 руб. за 1 кв. м; за 2015 г. исходя из размера платы за содержание и ремонт жилья, равной 11 руб. за 1 кв. м; за 2016 г., исходя из размера платы за содержание и ремонт жилья, равной 12 руб. за 1 кв. м.

3. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» в квитанции на внесение платы в 2017 г. сделать расшифровку платы «за содержание и ремонт жилья», а именно - выделить в структуре платы за содержание и ремонт жилья отдельными строками размер платы за содержание общего имущества, размер платы на текущий ремонт общего имущества и размер платы за управление многоквартирным домом.

4. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» утвердить по статье расходов «Текущий ремонт» в составе затрат на «Содержание и ремонт жилья» остаток денежных средств по дому № по <адрес> в <адрес> на 01 января 2017 г. в размере 272 168,24 руб.

5. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» предоставить Кравченко Г.В. заверенные копии технического паспорта многоквартирного <адрес> в <адрес>; документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, включающих сведения о поведении их ремонта, замены, поверки, дате последней проверки их технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; акта обследования технического состояния многоквартирного дома.

6. Обязать ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» предоставить Кравченко Г.В. дубликат ключей от подвала и чердака указанного многоквартирного дома.

В последнем судебном заседании истцы по встречному иску – члены совета многоквартирного дома Булгакова Е.Ф., Кравченко Г.В., Марченко Е.А. и Чискидова Л.Ф. поддержали встречные исковые требования об установлении размера тарифа на содержание жилья, принятого общим собранием. При этом настаивали на предъявлении коллективного иска, утверждая, что соответствующие полномочия предоставлены решением общего собрания собственников от 18.12.2016.

Представитель истца ООО «Сибирский коммунальник» - Паршанина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала первоначальные исковые требования о признании недействительным пункта 6 решения общего собрания собственников. Встречные исковые требования не признала. Полагает, что на предъявление коллективного иска истцы не представили доказательств наличия соответствующих полномочий. Вопрос об избрании представителя собственников решался 9-м вопросом общего собрания от 18.12.2016, который изначально именовался как «Разное». Соответственно, обсуждение вопроса, не включенного в повестку дня с надлежащим наименованием, не может быть признано законным. Кроме того, обсужден вопрос о делегировании представителю полномочий только по вопросам оплаты коммунальных услуг, а не по оплате за содержание жилья.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее – Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Перечень составляющих элементов, которые включает в себя содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, приведен в пункте 11 Правил № 491.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил № 491).

Такой минимальный перечень услуг и работ утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Аналогичные положения закреплены в п. 31 Правил № 491, согласно которому при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Пункт 17 Правил № 491 устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с п. 35 Правил № 491, указанные в пунктах 31-34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.

Собственники жилых помещений <адрес> в <адрес> заключили с ЗАО (в настоящее время – ООО) «Сибирский коммунальник» договор № управления многоквартирным домом, от 01.03.2007.

В договоре управления пунктами 4.2, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 установлено, что тарифы устанавливаются в размере, обеспечивающем возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ по договору. На момент заключения договора тариф на содержание и ремонт дома устанавливается равным тарифу, установленному органами местного самоуправления для нанимателей муниципального жилого фонда, если заказчики не выбрали на общем собрании для своего дома другой тариф с учетом количества услуг. Данный тариф должен быть одобрен управляющей организацией. Тариф на оказание услуг по управлению домом устанавливается равным 25% от тарифа на содержание и ремонт жилья. Изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании. При возникновении необходимости изменения тарифов управляющая компания формирует в письменной форме предложения об изменении тарифов и направляет собственникам жилых помещений. Собственники в течение месяца с момента получения предложения должны провести собрание по изменению тарифов. При непроведении собрания в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для г. Омска на соответствующий календарный год. В случае отказа собранием собственников в изменении тарифов собственники проводят собрание по выбору новой управляющей компании. До передачи дома в управление новой УК управление домом осуществляется на основании данного договора по тарифам, предложенным УК.

Таким образом, как следует из положений договора управления, инициатором принятия решения об изменении размера тарифа на содержание жилья должна являться управляющая компания.

По общему правилу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1 статьи 46 ЖК РФ).

Данные требования установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".

Обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (подпункт «а» пункта 19 Требований к оформлению протоколов).

Как следует из материалов дела, 18.12.2016 собственники помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> провели общее собрание, на котором шестым вопросом повестки дня рассматривали и утверждали структуру затрат «На содержание и текущий ремонт МКД» на размера платы на 2017 год, предложенный собственниками помещений. Третьим вопросом рассматривали вопрос об утверждении структуры затрат «на содержание и ремонт МКД» и размера платы в сумме 26,67 руб. на 2017 год, предложенный управляющей организацией «Сибирский коммунальник».

Предложение управляющей организации отклонено со ссылкой на превышение статьи затрат по управлению МКД над статьёй текущего ремонта, на неэффективность работы УК со злостными неплательщиками, на отсутствие технико-экономического обоснования предложения УК, неполное размещение на сайте организации информации о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации.

Между тем, для случаев оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен иной порядок восстановления нарушенного права. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Пунктом 7 данных Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил изменения размера платы).

В соответствии с пунктом 15 Правил изменения размера платы, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.

То есть, некачественное оказание каких-либо услуг в прошедшем периоде не может являться основанием для уменьшения тарифа на содержание и ремонт жилья на будущий период.

Постановлением Администрации города Омска от 30.11.2016 № 1457-п в приложении № 5 установлен размер платы для жилых помещений со сходными характеристиками (все виды благоустройства, не оборудованные лифтом и мусоропроводом, при наличии газовых плит), в размере 19,80 руб.

Размер платы решением общего собрания установлен 16,00 руб./кв.м.

Структура платы выглядит следующим образом (в частности):

Собственники / УК / Администрация

за организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества

1,00 3,53 3,53

Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций, очистка кровли, скалывание сосулек

0,35 0,40 0,41

Техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения, отопления, водоотведения, электрооборудования

3,50 5,59 (включая плотницкие, кровельные, штукатурные работы) 2,58

Обслуживание счетчиков холодного и горячего водоснабжения

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

0,11 0 0

надлежащее содержание систем внутридомового газового оборудования

0,80 0,84 0,84

уборка помещений

1,00 1,56 1,56

дератизация и дезинсекция

0,05 0,15 0,16

очистка придомовой территории

3,00 2,85 2,90

организация мест накопления ртутьсодержащих ламп

0,02 0,05 0,05

Обеспечение пожарной безопасности

0,3 0,2 0,3

Обеспечение устранения аварий

1,00 1,08 1,00

Освещение мест общего пользования

0,05 0 0

Текущий ремонт

2,50 2,0 2,0.

Вопросы соблюдения минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома не обсуждался. Детализировано из установленных размеров платы только количество и виды уборок подъездов.

Между тем, ООО «Сибирский коммунальник» в подтверждение обоснованности расходов на содержание жилья представило договоры:

- с ООО «Днепр» на оказание услуг по обеспечению профилактической проверки и обследования вентиляционных каналов. Цена договора 0,32 руб./кв.м. общей площади жилых помещений многоквартирного дома. Общая площадь указана 4 517,10 кв.м.

- с ООО «КомХозСервис» на утилизацию ртутьсодержащих отходов. Цена договора установлена на единицу утилизируемой продукции.

- с ОАО «Омскгоргаз» на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Стоимость работ 0,64 руб./кв.м. общей площади жилых помещений. Общая площадь указана 4 517,10 кв.м.

Относительно меньшего размера оплаты, нежели установлен размер соответствующего тарифа для собственников, суд отмечает, что право вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, предоставлено только собственникам помещений в многоквартирном доме, осуществляющим непосредственное управление таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В обоснование принятого общим собранием тарифа на текущий ремонт ответчик Кравченко Г.В. представила план работ по текущему ремонту на 2017 год, где указано лишь на объем ремонта ливневой и внутренней канализации 10 м.п., ремонт отмосток и водоотводящих лотков 1,5 кв.м., косметический ремонт 4,5,6 подъездов, водопроводная труда ХВБ около 90 м. Никаких расценок не приведено, вследствие чего суд не может признать экономически обоснованным принятый решением общего собрания размер тарифа на текущий ремонт 2,50 руб.

Также никак экономически не обосновано собственниками снижение более чем в три раза размера тарифа на организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение).

В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.

Невыполнение требований жилищного законодательства, предъявляемых к порядку решения вопроса об утверждении тарифов на содержание жилого помещения противоречит основам правопорядка, что свидетельствует о ничтожности принятого общим собранием решения в соответствующей части.

При проверке правильности подсчета голосов судом установлено отсутствие кворума общего собрания. Так, голосование собственников квартир 26, 27, 30, 34, 40, 46, 48, 51, 53, 60, 61, 67, 71, 72, 74, 76, 77, 79, 89 осуществлено на основании доверенностей, составленных в простой письменной форме.

Пункт 2 статьи 48 ЖК РФ допускает представительство собственника помещений в многоквартирном доме на общем собрании, при наличии доверенности выданной в соответствии с требованиями пунктов 4, 5 ст. 185 ГК РФ.

Представленные доверенности не заверены никаким образом, что не исключает несоответствие действительности указанных в доверенности сведений. Кроме того, в доверенности указано право представителя голосовать по вопросам, поставленным на голосование общим собранием в повестке дня, при этом сообщение о проведении общего собрания, представленное ответчиками – членами совета многоквартирного дома, не содержит сведений ни о структуре тарифа на содержание жилья, обсуждаемого впоследствии на общем собрании, ни о размере тарифа, предложенного собственниками в вопросе повестки дня №.

Как пояснила в судебном заседании ответчик Кравченко Г.В., голосование осуществлялось следующим образом: прибывшие на собрание граждане подписывались о своем присутствии в реестре, после чего объявлялись вопросы повестки дня, выступали докладчики. После этого собрание расходилось, счетной комиссией определялось наличие кворума собрания, после чего голосование осуществлялось посредством обхода квартир и сбора результатов голосования в приложения № к протоколу общего собрания.

Поскольку ООО «Сибирский коммунальник» заявило о принятии решения общего собрания в отсутствие необходимого кворума, судом осуществлена проверка результатов голосования в данной части. За вычетом площадей, голосовавших по доверенностям, за вычетом площадей, подписи собственников которых отсутствуют в реестре регистрации участвовавших в общем собрании лиц (квартиры №) (реестры регистрации присутствующих на собрании – л.д.178-194), за вычетом площадей квартир, в отношении которых отсутствуют сведения о документах, подтверждающих право собственности, с учетом правильного размера проголосовавших площадей судом установлено, что в голосовании приняло участие надлежащим образом 1 716,38 кв.м. из зарегистрированных 4 516,80 кв.м. общей площади жилых помещений. В процентном выражении кворум составил 38%.

Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Принятое в отсутствие необходимого кворума решение общего собрания является ничтожным независимо от того, что в установленном законом порядке решение данного собрания не оспаривалось.

Ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (пункт 7 статьи 181.4 ГК РФ).

Что касается встречных исковых требований членов совета многоквартирного дома – Булгаковой Е.Ф., Кравченко Г.В., Марченко Е.А. и Чискидовой Л.Ф. – об установлении размера платы за содержание жилого помещения в размере, принятом решением общего собрания, суд отклоняет их как по существу, с учетом вышеизложенных выводов суда о ничтожности общего собрания, так и по отсутствию полномочий обращаться в суд с коллективным иском.

Так, ссылаясь на наличие таких полномочий на предъявление коллективного иска, члены совета многоквартирного дома ссылаются на решение общего собрания от 18.12.2016, где 9-м вопросом обсуждено и принято решение о предоставлении председателю совета многоквартирного дома Кравченко Г.В. полномочий представлять интересы собственников помещений в правоотношениях с собственниками и третьими лицами по поводу оплаты коммунальных услуг.

Между тем, изначально пункт 9 выносился на общее собрание под наименованием «Разное».

При этом приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр определено, что вопросы повестки дня общего собрания должны формулироваться предельно точно, ясно, отражать суть обсуждаемых вопросов и не допускать двоякого толкования. Не допускается включать в повестку дня общего собрания пункт «Разное».

Более того – поставив вопросом повестки дня пункт «Разное», инициаторы собрания впоследствии подразделили обсуждение данного вопроса на 10 подвопросов, по которым и оформили результаты голосования под пунктами 9, 9а-к.

Кроме того, следует отметить, что плата за коммунальные услуги представляет собой одну из составляющих платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Плата за содержание жилого помещения представляет собой отдельную составляющую и включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Таким образом, помимо приведенных нарушений регламента принятия решения о наделении полномочиями на защиту коллективных интересов, полномочиями на защиту интересов собственников по вопросам определения размера платы за содержание жилого помещения Кравченко Г.В., как и совет многоквартирного дома в целом не наделялась.

Как указано выше, согласно п. 31 Правил № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Ранее, в рамках рассмотрения гражданского дела №, члены совета многоквартирного дома представили копию протокола общего собрания № от 06.12.2012 как подтверждение полномочий Кравченко Г.В. обращаться в суд с коллективным иском. Однако текст данного протокола не содержит указание на наличие у Кравченко Г.В. полномочий на подписание и подачу искового заявления в суд общей юрисдикции. А остальные представленные полномочия, как следует из текста, касались сложившейся ситуации по холодному водоснабжению дома и не касались вопроса оспаривания размера тарифа на содержание и ремонт жилья.

Таким образом, полномочиями на предъявление коллективного искового заявления по вопросу определения размера тарифа на содержание жилого помещения члены совета многоквартирного дома, в том числе Кравченко Г.В., не обладают.

Таким образом, судом установлено наличие законных оснований для принятия решения об удовлетворении исковых требований по первоначальному иску.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с учетом удовлетворения исковых требований ООО «Сибирский коммунальник» с Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф. в равных долях в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000,00 руб., данные расходы подтверждены платежным поручением.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» к Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф о признании недействительным пункта 6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от 18.12.2016 об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2017 год в размере 16 рублей за кв.м. удовлетворить в полном объеме.

Встречные исковые требования совета многоквартирного <адрес> в <адрес> в лице Булгаковой Е.Ф., Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский коммунальник» о возложении обязанности на ООО «Сибирский коммунальник» осуществлять расчет размера платы на содержание жилья по тарифам на 2017 год, принятым общим собранием собственников, - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Кравченко Г.В., Марченко Е.А., Чискидовой Л.Ф. в равных долях уплаченную истцом при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей, по 2 000,00 рублей с каждого.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья: Т.Г. Глазкова

Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2017 года.

Судья: Т.Г. Глазкова

Решение вступило в законную силу 25.05.2017 г.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн