Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
04.09.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.08.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика – ФИО8,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, об отмене решения, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:
- признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии на учет истца и членов его семьи – супруги ФИО2, дочери ФИО5, сына ФИО3, отменить это решение,
- обязать ответчика восстановить на учете (поставить на учет) нуждающихся в получении жилых помещений истца, его супругу и дочь с ДД.ММ.ГГГГ, а сына истца – с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила более 10 лет. Истец и члены его семьи зарегистрированы при войсковой части 21965. Решением Саратовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление ФИО1, признано незаконным бездействие командира войсковой части 21965, выразившееся в непринятии мер по реализации права ФИО1 на жилое помещение. На начальника 5 отдела (Саратов) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении ФИО1 в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, исходя из того, что на момент увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания в установленном порядке. Данное решение вступило в законную силу. Этим решением установлено, что ФИО1 в период прохождения военной службы был поставлен в очередь для получения жилья, перед увольнением просил не исключать его из списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Однако решением 5 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу отказано в восстановлении в списках очередников в связи с тем, что в учетном деле отсутствуют справки о необеспеченности истца жилым помещением в течение ряда периодов его военной службы, и истцу предлагалось представить данные документы ответчику. Однако истец не получал из ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации писем о необходимости представить дополнительные документы, все необходимые документы были представлены истцом ответчику. С решением ответчика истец не согласен, считает, что оно нарушает его права и законные интересы, поскольку противоречит судебному решению, кроме того, справки об обеспеченности жильем должен выдавать уполномоченный орган, то есть 5 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Предоставление военнослужащим справок об обеспеченности жилыми помещениями не предусмотрено законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО8 возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что истцом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении заседания не заявил.
С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части 21965 с 12.02.20017. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила более 10 лет.
Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>. Вместе с ним по этому адресу зарегистрированы: супруга ФИО2, дочь ФИО12 (до ДД.ММ.ГГГГ – ФИО11) ФИО6, сын ФИО3.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Саратовским гарнизонным военным судом постановлено решение по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия командира войсковой части 21965 и начальника 5 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с лишением права на получение жилого помещения.
Указанным решением заявление ФИО1 удовлетворено, признано незаконным бездействие командира войсковой части 21965, выразившееся в непринятии мер по реализации права ФИО1 на жилье. На начальника 5 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении ФИО1 в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, исходя из того, что на момент увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания в установленном порядке.
Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником 5 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение № ****** об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи – супруги ФИО2, дочери ФИО9, сына ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование отказа указано на непредставление истцом справки о необеспеченности жилым помещением в период прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 в период прохождения военной службы решением жилищной комиссии войсковой части 21965 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** поставлен в очередь на получение жилья для постоянного проживания на состав семьи 3 человека, и перед увольнением с военной службы просил не исключать его из списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Также в решении указано, что ФИО1, признанный нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания в 2006 году ввиду планируемого увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевший общую продолжительность военной службы на тот момент более 10 лет, имел право на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, однако он не состоит в едином реестре на указанном учете по независящим от него обстоятельствам – вследствие бездействия командования войсковой части 21965, не направившего соответствующие документы о нем в довольствующую КЭЧ района для внесения сведений в единую базу данных «Учет» и не осуществившего передачу данных документов напрямую в органы Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, в котором участвуют те же лица, установлено право ФИО1 на получение жилого помещения по избранному месту жительства. Более того, этим актом установлен факт признания истца нуждающимся в получении жилого помещения до увольнения его с военной службы.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на начальника 5 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность разрешить вопрос не о постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, а о его восстановлении на таком учете, решение ответчика об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, только лишь по тому основанию, что истцом не представлены документы о его необеспеченности жилым помещением в период прохождения военной службы, не может быть признано законным и обоснованным.
Следует также отметить, что согласно ответам на судебные запросы ГУП «Сартехинвентаризация», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> за истцом и членами его семьи права на недвижимое имущество не зарегистрированы.
В связи с изложенным суд полагает обоснованными требования истца о признании незаконным решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и о возложении на ответчика обязанности восстановить на истца и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При этом истец подлежит восстановлению на учете с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня, когда жилищной комиссией войсковой части было принято решение о его постановке в очередь для получения жилого помещения. Члены семьи истца подлежат восстановлению на учете с этого же дня, поскольку их права на получение жилого помещения производны от прав истца, в силу чего они не могут быть поставлены на учет с иной даты, нежели истец.
В то же время оснований для удовлетворения требования истца об отмене указанного решения ответчика не имеется, поскольку отмена принятых ответчиком решений входит в его исключительную компетенцию, иное будет противоречить принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
иск ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО4 и членов его семьи: супруги ФИО2, дочери ФИО5, сына ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО4 и членов его семьи: супругу ФИО2, дочь ФИО5, сына ФИО3 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требования ФИО1 об отмене решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО4 и членов его семьи: супруги ФИО2, дочери ФИО5, сына ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова