8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма № 2-2540/2017 ~ М-2592/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Копия

Дело №2-2540/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Кадыровой К.А.,

с участием:

истцов Матошиной Е.А., Матошина М.Ю.,

процессуального истца - помощника прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецовой Н.А.,

представителя ответчика Павловой И.А., действующей на основании доверенности от 09.08.2017, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Матошиной Евгении Анатольевны, Матошина Михаила Юрьевича к администрации г. Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Томска, выступающий в интересах Матошиной Е.А. и Матошина М.Ю., обратился в суд с иском к администрации г.Томска о внеочередном предоставлении Матошиной Е.А. и Матошину М.Ю. жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что Матошина Е.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: , совместно с ней проживает ее супруг Матошин М.Ю. Квартира отнесена к муниципальному жилищному фонду, общая площадь квартиры ... кв.м, квартира состоит из трех жилых комнат.

Постановлением администрации г.Томска от 25.11.2016 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 25.01.2017 №80 Матошина Е.А. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включена в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания. При принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Матошина Е.А. и ее супруг Матошин М.Ю. признаны малоимущими гражданами. Однако до настоящего времени расселение жильцов аварийного дома не произведено, другое благоустроенное жилое помещение истцам не предоставлено. Состояние жилого дома создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

Просит обязать администрацию г.Томска предоставить Матошиной Е.А. и Матошину М.Ю. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 48,7 кв.м, состоящее не менее чем из 3-з комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное на территории муниципального образования «Город Томск».

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Истцы Матошина Е.А. и Матошин М.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Павлова И.А. исковые требования не признала. В обоснование своих возражений относительно исковых требований ссылается на то, что дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, указан срок расселения жильцов, в настоящее время срок расселения не наступил, поэтому считает, что права истцов не нарушены.

Заслушав пояснения процессуального истца - прокурора, материальных истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира № по адресу: , является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Истец Матошина Е.А. является нанимателем указанного жилого помещения на основании решения жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 26.04.2005 (л.д.22).

Согласно справке паспортного стола ООО «УК «Ленинский массив» от 15.12.2016 Матошина Е.А. зарегистрирована по адресу: . Совместно с ней зарегистрирован член ее семьи – супруг Матошин М.Ю. (л.д.21).

В силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г.Томска №1238 от 25.11.2016 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрации Ленинского района г.Томска постановлено в срок не позднее 31.12.2019 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме (л.д.26).

Согласно выписке из протокола №2 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 25.01.2017, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 25.01.2017 №80, Матошина Е.А. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания согласно ч. 6 ст. 4 Закона Томской области от 08.06.2005 №91-ОЗ (л.д.7).

Согласно ответу администрации Ленинского района г.Томска №01-18/2377ж от 26.07.2017 Матошина Е.А. с составом своей семьи супругом Матошиным М.И. включена в списки учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включена в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. На 2017 год учетный номер Матошиной Е.А. в едином списке учета – 2468, в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, - №47. Также при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Матошина Е.А. и ее супруг Матошин М.Ю. были признаны малоимущими гражданами (л.д.6).

Согласно представленным в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №00-00-4001/5147/2016-4460 от 12.01.2017, а также уведомлению Управления Росреестра по Томской области об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений № 00-00-4001/5147/2016-4602 от 12.01.2017 подтверждается, что за Матошиной Е.А. и Матошиным М.Ю. отсутствуют зарегистрированные права собственности на какое-либо недвижимое имущество (л.д.11,14).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.12.2016 также отсутствуют сведения по состоянию на 03.09.1998 о наличии прав на недвижимое имущество Матошиной Е.А. и Матошина М.Ю. (л.д.10).

Поскольку дом, расположенный по адресу: , признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования прокурора в интересах истцов о предоставлении истцам взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии, которое не оспорено и незаконным в установленном порядке не признано, учитывая, что истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеется обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно технической документации на квартиру , а именно: технического паспорта на жилой дом, экспликации к плану строения, помещение по адресу: , представляет собой квартиру, состоящую из трех комнат общей площадью 48,7 кв.м., жилой – 34,2 кв.м. (л.д.23-25).

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 48,7 кв.м, состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Город Томск», взамен жилого помещения №, расположенного по адресу: .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Матошиной Евгении Анатольевны, Матошина Михаила Юрьевича к администрации о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию г. Томска предоставить Матошиной Евгении Анатольевне, Матошину Михаилу Юрьевичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 48,7 кв.м, состоящее не менее чем из трех комнат.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                    Н.Ю. Лобанова

Секретарь:                     К.А. Кадырова

Оригинал документа находится в деле №2-2540/2017 Советского районного суда г.Томска