8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о внеочередном предоставлении жилого помещения № 2-1492/2017 ~ М-1329/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

...

№ 2-1401/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Сорокиной О.Н.,

с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Советского района г.Томска Батыговой М.И., истца Иванниковой Н.А., представителя ответчика – Хариной А.В., действующей на основании доверенности от 05.04.2017 №2156 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Иванникова А.И., Иванниковой Н.А. к администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Томска (далее – прокурор), действуя в интересах Иванникова А.И., Иванниковой Н.А., обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований указано, что прокурором проведена проверка по обращению Иванникова А.И. и Иванниковой Н.А. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Иванников А.И. ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения по адресу: которое относится к муниципальному жилищному фонду. Совместно с Иванниковым А.И. по данному адресу зарегистрирована его дочь Иванникова Н.А. В соответствии с технической документацией данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью – 27,8 кв.м, жилой площадью – 27,8 кв.м. Многоквартирный жилой дом по адресу: , в соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ находится в аварийном состоянии подлежит сносу. Постановлением администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с данным постановлением срок принятия мер к отселению жильцов предусмотрен до 31.12.2015. Вышеуказанное жилое помещение ремонту или реконструкции не подлежит, состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц. При этом Иванников А.И. и Иванникова Н.А. не могут самостоятельно приобрести другое благоустроенное жилье, поскольку являются малоимущими и состоят на учете в администрации Советского района г.Томска в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем имеют право на обеспечение равнозначным по площади и количеству комнат благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди. Ранее процессуальным истцом вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены. На основании изложенного просит обязать ответчика предоставить Иванникову А.И. и Иванникову Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 27,8 кв.м, состоящее не менее чем из 2 комнат.

Процессуальный истец, истец Иванникова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Истец Иванников А.И. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что данный дом признан аварийным в соответствии с постановлением администрации г.Томска, то, что имеется постановление Мэра мы признаем, но не признаем исковые требования. Факт, что Иванников А.И. и Иванникова Н.А. состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения и признаны малоимущими, не отрицала. Однако, в связи недостаточно финансирования и соответственно отсутствия возможности расселить аварийные дома, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира № по является жилым помещением муниципального жилищного фонда, что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Департаментом управления муниципальной собственностью администрации г.Томска (л.д. 18).

Согласно постановлению Мэра г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №-п нанимателем указанного жилого помещения является Иванников А.И., что подтверждается данным постановлением и договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13-16).

Согласно списку постоянно проживающих совместно с нанимателем членов семьи от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № к договору социального найма) совместно с нанимателем проживает дочь Иванникова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании справки паспортного стола ... от ДД.ММ.ГГГГ совместно с Иванниковым А.И. по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована дочь Иванникова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 33).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии, пунктом 7 которого на администрацию Советского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2015 принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по

По сообщению заместителя главы администрации Советского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Иванников А.И. и Иванникова Н.А. ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, и в отдельный список граждан, чьи помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. (л.д. 11).

Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРН сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о наличии прав на недвижимое имущество Иванникова А.И. и Иванниковой Н.А. отсутствуют.

Поскольку дом, расположенный по адресу: признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: , признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, учитывая, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилищных помещениях и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно техническому паспорту на квартиру № по , помещение по адресу: , жилое помещение № представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 27,8 кв.м, в том числе жилой площадью 27,8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Советского района г.Томска в адрес Мэра Города Томска на основании проверки по обращению Иванникова А.И. и Иванниковой Н.А. внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Данное представление было рассмотрено, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, в связи с отсутствием достаточного финансирования.

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,8 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения №, расположенного по адресу:

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Советского района г.Томска в интересах Иванникова А.И., Иванниковой Н.А. к администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Города Томска предоставить Иванникову А.И., Иванниковой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,8 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения №, расположенного по адресу:

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья                             Я.В. Глинская

...

...

...

...

...

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн