8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о внеочередном предоставлении жилья № 2-2192/2017 ~ М-2116/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

...

№ 2-1689/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Сорокиной О.Н.,

с участием истца Добровольского С.В., представителя истца – Добровольской Т.В., действующей по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Добровольского С.В. к администрации г. Томска о внеочередном предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Добровольский С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв.м с учетом права на дополнительную площадь.

В обоснование требований указано, что истец является ... с 2013 года, для которого составлена индивидуальная программа реабилитации, .... Уведомлением администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания. В собственности жилья не имеет, в настоящее время проживает с матерью в общежитии. В настоящее время собственник жилья (комнаты в общежитии) настаивает на их выселении. Полагает, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 №817.

В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно представитель истца пояснила, что является матерью истца, в настоящее время они проживают в общежитии ... собственником жилья решается вопрос об их выселении, получено уведомление с требованием выселиться в срок до 01.08.2017. Вселялась в общежитие, будучи работником ПУ-27. После реорганизации с работы сократили. Собственного жилья не имеют. Добровольский С.В. имеет инвалидность, на улицу один не выходит, постоянно принимает лекарства. Недееспособным не признавался.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к тому, что в настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное урегулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, требования заявлены к ненадлежащему ответчику, надлежащим же является субъект Российской Федерации. Истцом не представлены доказательства малоимущности, проживания совместно с иными семьями (коммунальное заселение).

Представитель третьего лица – администрации Томской области в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ к данным заболеваниям отнесено заболевание Добровольского С.В., что подтверждено врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ... а также справкой № ... согласно которой Добровольскому С.В. установлена ....

Заболевание Добровольского С.В. входит в перечень, согласно которому он имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с абз. 6 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004, что подтверждается врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ...

Также состояние здоровья Добровольского С.В. подтверждается индивидуальной программой реабилитации ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, характер заболевания Добровольского С.В. предусматривает право на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Судом установлено, что Добровольский С.В. включен в единый список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из ответа на судебный запрос администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Добровольский С.В. ДД.ММ.ГГГГ при проверке нуждаемости в жилых помещениях признан малоимущим гражданином.

Согласно справке паспортного стола ... от ДД.ММ.ГГГГ № Добровольская Т.В. проживает в общежитии по адресу: , зарегистрирована по указанному адресу с составом семьи – сыном Добровольским С.В.

Из пояснений стороны истца и представленных в дело судебной повестки и определения об оставлении иска без рассмотрения ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилищные условия истца в настоящий момент не постоянны, лицо, распоряжающееся жилищным фондом, в котором в настоящее время проживает семья истца, инициирует процесс их выселения, лишиться жилья истец может в любой момент при принятии судом положительного решения о его выселении. При этом как следует из вышеперечисленных материалов дела, Добровольский С.В., как инвалид, страдающий тяжелыми заболеваниями, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в числе прочего, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, его заболевание отнесено к заболеваниям, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Согласно сведениям ЕГРП Добровольский С.В. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 17-18).

Ссылки представителя ответчика на п. 4 ст. 51 ЖК РФ и отсутствие доказательств проживания истца с другими семьями как условие предоставления жилого помещения при наличии хронического заболевания судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В качестве одного из оснований (п. 4 ст. 51 ЖК РФ) признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, указана невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Тогда как Добровольский С.В. уже признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением органа местного самоуправления по данному основанию. Сведений об отмене данного решения суду не представлено. Проживает временно в общежитии, другого жилья не имеет, т.е. объективно нуждается в жилье. В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» правом на дополнительную площадь обладают лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.

Из ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», вступившего в законную силу и подлежащего применению с 11.02.2016, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Из ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права, та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Добровольский С.В. выбрал право предоставления ему во внеочередном порядке жилого помещения.

Судом также учитывается то, что действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и способа формирования этого списка.

При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить Добровольскому С.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению и при определении общей площади предоставляемого истцу жилого помещения исходит из нормы предоставления 25 кв.м., а также права Добровольскому С.В. на дополнительную жилую площадь, т.е. не менее 50 кв.м.

Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию города Томска исходя из следующего.

В соответствии с п."ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп.24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона №181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50) (далее - Закон №131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).

Вместе с тем, учитывая положения ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также положения ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию г. Томска как орган местного самоуправления, осуществляющий соответствующие полномочия, принявшего истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Полномочия администрации г. Томска указаны в ст. 40 Устава, в том числе, в пункте 1.11 ст. 40, согласно которому администрация г. Томска обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного, суд полагает, что администрация города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Руководствуясь, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Добровольского С.В. к администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать администрацию Города Томска предоставить Добровольскому С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права Добровольского С.В. на дополнительную площадь.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья: Я.В. Глинская

...

...

...

...

...

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн