Дело № 2-4829/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указав, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители - ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав. Своего жилого помещения в собственности не имеет, материальными средствами для его приобретения не располагает. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского ей было отказано в постановке на учет в связи с тем, что истцом не предоставлено документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором истец зарегистрирована. Между тем, указанная квартира состоит из трех комнат, где проживают 11 человек. В связи с чем, отказ уполномоченного органа противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, с соблюдением норм предоставления жилой площади в пределах <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и в соответствии с требованием закона, а также путем размещения информации на сайте суда. Истец представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика об уважительности причины неявки, суд в известность не поставил и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив доводы иска, и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители - ФИО5 и ФИО4 лишены родительских прав решением Комсомольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/вступившим в законную силу/.
ФИО1 была помещена в специальную (коррекционную) школу-интернат 8 вида <адрес>.
Постановлением Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетней ФИО1 назначена опекун - ФИО6
Согласно поквартирной карточке ФИО1 зарегистрирована по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 74, 1кв.м., совместно с ФИО1 по указанному адресу зарегистрированы: ФИО4, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Согласно справке, выданной Администрацией Селихинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> квартал,15-2 на балансе администрации сельского поселения не состоит, договор социального найма не выдавался.
Установлено, что закрепленное за ФИО1 жилое помещение не находится у нее в собственности, нанимателем указанного помещения истец не является, кроме того, в указанном жилом помещении зарегистрировано 11 человек на общей площади 74,1 кв.м., что менее установленной учетной нормы в <адрес>.
Таким образом, оснований полагать, что несовершеннолетняя ФИО1 была обеспечена жилым помещением, в результате закрепления жилого помещения, не имеется.
Из представленных суду данных следует, что ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой КГУП «<адрес>инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №с-750 об отсутствии зарегистрированных прав собственности на недвижимое имущество.
В настоящее время ФИО1 постоянно проживает в <адрес>.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2 ст. 8).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст. 8).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Согласно п. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>" (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13) Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5.).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ) истец до достижения возраста 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в возрасте от 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец не является собственником, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 как нуждающаяся в жилом помещении, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>». <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» внесены изменения в часть 2 статьи 5 вышеназванного закона и определено, что лицам, указанным в части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>», без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>».
Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>» норма предоставления площади жилого помещения государственного жилищного фонда края, предоставляемого по договору социального найма категориям граждан, определенным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 2.1 настоящего закона, устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» определено, что благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края должно быть предоставлено по месту жительства лица, которому оно предоставляется.
Соответственно, истец имеет право на предоставление жилья в виде благоустроенной квартиры, отвечающей установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров в <адрес>, то есть по месту фактического проживания истца. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 26.09.2017 г.
Копия верна.
Судья Н.А. Чижова