8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещении и предоставлении жилого помещения № 2-2502/2017 ~ М-1178/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ              <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                         Савченко Е.А.

секретаря судебного заседания                         ФИО4

с участием истца                                 ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещении и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> с требованием о включении ФИО5в список нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 главы муниципального района им.Лазо от ДД.ММ.ГГГГ. №-р была определена в учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Своевременно, до достижении ею 23-х лет органами опеки она не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. <адрес> жилого помещения, закрепленного за истцом и приходящаяся на нее, менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> ей отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного ФИО1 фонда края. Просит суд обязать Министерство ФИО1-коммунального хозяйства включить ФИО5в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного ФИО1 фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить ФИО2благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес> государственного ФИО1 фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заблаговременно, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Суд не располагает сведениями об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Согласно представленным возражениям, Министерство ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> исковые требования не признает в связи с тем, что закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,к в.16, до настоящего времени данное ФИО1 не отменено. Заключением межведомственной комиссии вышеуказанное жилое помещение признанного пригодным для проживания после проведения капитального ремонта, указанное выше жилое помещение непригодным для проживания не признавалось. Просит суд в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, родителями ФИО2 являются ФИО6, ФИО7

Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ., сведения об отце ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. внесены со слов матери (л.д.9).

Согласно решения суда района им.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО7 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО7 передана на попечение органа опеки и попечительства.

ФИО1 главы муниципального района им.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-р, ФИО2 определена в учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, район им.<адрес>.

Из указанных обстоятельств суд делает вывод, что ФИО2являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. является собственником 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу:. район им.Лазо, <адрес>.

Согласно справке из КГУП «<адрес>инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ. № право собственности за ФИО2не зарегистрировано.

Судом установлено, что ФИО2 проживает в настоящее время в <адрес>А.

Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан.

По смыслу ст. 2 Федерального закона №159-ФЗ обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно справке Администрации Кондратьевского сельского поселения муниципального района им.<адрес>, ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, район им.Лазо, <адрес>. Совместно с ней зарегистрирован ФИО7, (мать, лишенная родительских прав), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГр., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение, общей площадью 67,4кв.м., в том числе жилой 38,6кв.м., что подтверждается техническим паспортом, требуется проведение капитального ремонта.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного ФИО1 фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ.) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует обеспечение жилыми помещениями лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Исходя из буквального толкования приведенных норм по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Таким образом, по достижении 23 лет указанные лица не могут быть поставлены на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях по данному основанию. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суду необходимо выяснять причины, в силу которых заявитель своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании исследованных в судебном заседании документов установлено, что за ФИО2 в момент помещения ее под опеку государства в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 главы <адрес> сельского муниципального образования района им.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. было закреплено жилое помещение по адресу: район им.Лазо, <адрес>.

В настоящее время, в жилом помещении, закрепленном за истцом, на одного человека приходится менее учетной нормы площади жилья в районе им.Лазо, <адрес>, ��������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????����????????��??????????�?

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку на истца приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, ее ФИО1 права не были соблюдены, в отношении нее должны были быть приняты меры по постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании установлены обстоятельства нуждаемости ФИО2 в жилом помещении, поскольку она относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленном за ней жилом помещении обеспечена менее учетной нормы площади, не была обеспечена жилым помещением по достижению совершеннолетия. Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и не опровергнуты ответчиком.

Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением согласно гарантиям, установленным Федеральным законом №159-ФЗ, не было реализовано.

Кроме того, в ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Регулируя отношения, возникающие в связи с реализацией гарантий прав и законных интересов детей как представителей молодого поколения Российской Федерации, федеральный законодатель исходит из того, что законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность и что целью государственной политики в интересах детей является в том числе защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Это согласуется со статьями 3 и 18 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что проживание истца в закрепленном за ней жилом помещении совместно с матерью, лишенной прав в отношении истицы, противоречит ее интересам.

В судебном заседании установлено, что ФИО2до настоящего времени не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного ФИО1 фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, что нарушает основные принципы ФИО1 законодательства, закрепленные в ст. 40 Конституции Российской Федерации.

По состоянию на день рассмотрения гражданского дела, за ФИО2отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество, в связи с чем, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2013г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> порядок реализации гарантий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, а также порядок формирования списка лиц, относящихся к указанной категории, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного ФИО1 фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», согласно ст. 4 которого в него подлежат включению дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № формирование указанного списка лиц осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и ФИО1 государственным ФИО1 фондом края.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным ФИО1 фондом <адрес>" министерство ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и ФИО1 государственным ФИО1 фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного ФИО1 фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства отнесения истца к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подтверждения нуждаемости истца в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что истец имеется право состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного ФИО1 фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем заявленное исковое требование об обязании включить в указанный список подлежит удовлетворению.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории <адрес> установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», согласно ст.ст. 2, 5 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного ФИО1 фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Жилые помещения специализированного государственного ФИО1 фонда края предоставляются по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсутствие свободных жилых помещений в государственном ФИО1 фонде края не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности в исполнении установленной гарантии и отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения предоставляются по месту жительства. Как установлено в судебном заседании истец постоянно проживает в городе Хабаровске, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, на основании изложенных норм, ФИО2 как относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченная по установленным нормам жилым помещением, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного ФИО1 фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров в <адрес>, в связи с чем, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО2 к Министерству ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного ФИО1 фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство ФИО1-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площади не менее 18 квадратных метров в пределах <адрес> состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения за счет ФИО1 фонда <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                                Е.А.Савченко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн