8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения № 2-2836/2017 ~ М-1554/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ.      <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием истца ФИО1,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать ФИО4 лишена родительских прав, отец внесен в запись акта о рождении со слов матери. На основании Распоряжения администрации в ДД.ММ.ГГГГ году истец определена в детский дом. В ДД.ММ.ГГГГ годе ее, сестер и братьев администрация <адрес> поставила на учет на получение жилой площади. В ДД.ММ.ГГГГ г. истец поступила и обучалась в колледже, имеет двух несовершеннолетних детей, проживает постоянно в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, но получила отказ. Считает, что в силу требований статей 17,18,40,55 Конституции РФ, федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ и закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № её право на жилье является безусловным, не имеет срока давности, неотчуждаемо и является непосредственно действующим. Просит суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить её в список подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда края, предоставить благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения в виде отдельной квартиры в пределах <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.

В судебное заседание сторона ответчика не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которые она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Исходя из ст. 2 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьями 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Так, отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».

Статей 4 вышеназванного <адрес> определен порядок формирования списка, предусмотренного п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры.

Как предусмотрено ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры. При этом размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. № кв. м.

Из свидетельства о рождении II-ДВ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются ФИО5, ФИО4

Отец ФИО5 в графе свидетельства о рождении вписан со слов ФИО4, что подтверждается справкой Отдела записи актов гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решением районного суда им. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищно-бытовой комиссии Ситинского сельского муниципального образования района им. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет за № на очередное получение жилья.

<адрес> им. Лазо от ДД.ММ.ГГГГ №-р, учитывая, что несовершеннолетняя ФИО1 является лицом, лишенным попечения родителей, определена в детский дом.

Как видно из справки КГУП «<адрес>инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории <адрес> за ФИО1 не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения.

Таким образом, названными обстоятельствами подтверждено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения, пригодного для проживания.

Из письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлено, что на ее обращение о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, отказано в связи с достижением им на момент обращения возраста 23 лет.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.

Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Доводы в обоснование отказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекунов.

Из представленных доказательств судом установлено, что учетное дело в отношении несовершеннолетнего не формировалось, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, не направлялось, в связи с чем, вины ФИО1 в том, что она своевременно не обратилась и не была поставлена на учет, нет.

Из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в совокупности, с учетом того, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, следует, что истец имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопрос о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к порядку обеспечения жильем указанной категории граждан, в связи с чем, орган государственной власти обязан включить лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением в список.

Иное толкование закона будет противоречить конституционным принципам гарантированности социального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принципу недопустимости отказа государства от принятых на себя социальных обязательств.

Поскольку ранее истец на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением не состоял, надлежащим способом защиты его нарушенного права является включение в соответствующий список.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которой обеспечение детей-сирот жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей, суд полагает, что ФИО1 должна быть обеспечена вне очереди благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договору найма в виде отдельной квартиры в <адрес>, что будет отвечать интересам истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме площади жилого помещения не менее 18 кв. м в пределах <адрес> по договору найма специализированного жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн