Дело № 2-4589/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2017 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Февралевой С.С.,
с участием истца ФИО3, представителем истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества ФИО3 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-р ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного государственного жилищного фонда края, предоставляемого по договорам найма специализированных жилых помещений. Данное решение (распоряжение) министерства ЖКХ <адрес> считает незаконным, нарушающим его права. С самого рождения истец был определен в детский дом <адрес> по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № главы муниципального образования <адрес>, где и воспитывался до поступления в профессиональное училище № <адрес>. Мать, ФИО1, отец, ФИО2 лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ (решением Хабаровского районного суда, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). При определении в детский дом за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, до достижения совершеннолетия. На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем данного жилого помещения является ФИО2. В мае ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением, о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. В постановке на учет истцу было отказано. Свой отказ министерство ЖКХ мотивировало тем, что истец не предоставил документ, подтверждающий общую площадь данного жилого помещения. Данное основание отказа считает необоснованным, так как в договоре социального найма на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № указана общая площадь, которая составляет 31, 4 кв.м. Из выписки реестра муниципальной собственности Ракитненского сельского поселения нанимателем является ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ г.р. В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства 3 человека, общая площадь на каждого приходится по 10,4 кв.м., что составляет ниже учетной нормы по Постановлению «об установлении учетной нормы» № от ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить жилое помещение в пределах <адрес>.
В судебном заседании истец, представитель истца, каждый в отдельности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердили изложенное в исковом заявлении.
В судебное заседание сторона представитель ответчика не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражение на исковое заявление.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которые она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Кроме того, согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Так, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Как следует из свидетельства о рождении I – ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО3 являются: ФИО2, ФИО1
Согласно решению Хабаровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, названными обстоятельствами подтверждено, что ФИО3 является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был определен в дом ребенка <адрес>, за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, Ракитное, <адрес>.
В соответствии с распоряжением Главы Ракитненского сельского муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, Ракитное, <адрес>. до достижения совершеннолетия.
Как видно из справки КГУП «<адрес>инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> и <адрес> за ФИО3 не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории <адрес> и <адрес> за ФИО3 не зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества жилого назначения.
Исходя из ст. 2 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.
Из содержания ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с чем, п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 указанной статьи.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п.1, 2.2.1, 2.2.5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.
Судом установлено, что ФИО3 обращался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием у него жилого помещения, пригодного для проживания.
Из исследованных судом распоряжения Министерства Жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, следует, что ФИО3 отказано в удовлетворении указанного заявления в связи с тем, что им не подтвержден факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Ракитное, <адрес>.
Вместе с тем согласно выписке из реестра муниципальной собственности Ракитненского сельского поселения нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, Ракитное, <адрес> является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно поквартирной карточке в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО6, общая площадь жилого помещения составляет 31,4 кв. м, что не соответствует учетной норме, в связи с чем делает невозможным проживание истца в вышеуказанном жилом помещении.
Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
В силу ч. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекунов.
Кроме того, в качестве основания для отказа в реализации предусмотренного законом права истца не могут рассматриваться недочеты в оформлении документов, а также непредоставление полного пакета необходимых для формирования учетного дела документов, поскольку несоблюдение порядка предоставления документов само по себе не имеет существенного юридического значения для реализации конституционных прав на социальное обеспечение, а также прав, установленных нормами законов Российской Федерации, принятых в целях осуществления функций социального государства.
Вопрос о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к порядку обеспечения жильем указанной категории граждан, в связи с чем, орган государственной власти обязан включить лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением в список.
Иное толкование закона будет противоречить конституционным принципам гарантированности социального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принципу недопустимости отказа государства от принятых на себя социальных обязательств.
Поскольку ранее истец на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением не состоял, надлежащим способом защиты его нарушенного права является включение в соответствующий список.
Доводы представителя ответчика, заявленные в возражениях на исковое заявление, на основании которых просят в удовлетворении исковых требований отказать, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.
Представленными к исковому заявлению документами достоверно подтверждена нуждаемость ФИО3 в предоставлении жилого помещения.
Учитывая, что ФИО7 в настоящее время проживает в <адрес> в общежитии, жилое помещение должно быть предоставлено по месту жительства, то есть в пределах <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО3 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме площади жилого помещения не менее 18 кв. м в пределах <адрес> края по договору найма специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.П. Мальцева
Копия верна: судья Л.П. Мальцева