Дело №2-4749/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизаровой А.И. и Елизаровой В.И. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее по тексту – МО и науки РТ) о включении в список. В обоснование иска указано, что Елизарова А.И., ... рождения и Елизарова В.И., ... рождения, обладают статусом лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мать ФИО2, проживающая в селе Б-Уса, Куединского района, Пермской области умерла 15 мая 1998 года, отец лишен родительских прав. 18 мая 1998 года Постановлением № 29 Куединского района, Пермской области, с.Б-Уса, тётя истцов - ФИО3 была назначена опекуном и попечителем.
20 мая 1998 года ФИО3 перевезла истцов в г. Набережные Челны на постоянное место проживания: ...
09 августа 2004 года ФИО3 подала заявление об освобождении от опекунства над нами.
16 августа 2004 года старшая сестра ФИО4 подала заявление «об опекунстве» над истцами.
03 сентября 2004 года Постановлением №1791 администрации г. Набережные Челны Незамаеву Н. А. была назначена опекуном. 19 ноября 2004 года выдано Постановление №4014, в котором утверждается о сохранении права на жилую площадь по адресу: д.5/05, кв.2 на период пребывания у опекуна Незамаевой Н.А., которая вместе с истцами проживала по адресу: 52/13, кв. 400.
С 1998г. истцы проживали, учились, а сейчас работают в г. Набережные Челны. С 2004г. по 2009г., истцы и их опекун - Незамаева Н.А., не раз обращались в отдел опеки и попечительства г. Набережные Челны, о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, инспектора, исполняющие возложенные на них обязательства по осуществлению надзора за деятельностью опекуна и законных интересов подопечных, отправляли запросы в Пермский край «о постановке на учёт лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем». Затем, ООиП г.Набережные Челны, объяснили, что они должны подать заявление о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пермском крае. Ввиду юридической безграмотности и возраста, истцы не осознавали правовых последствий данных действий. ООиП г.Набережные Челны нарушил их права, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, согласно которому реализация права детей-сирот на жилое помещение осуществляется по месту их жительства.
Истцы обращались во все органы, в том числе и в Министерство образования и науки Республики Татарстан, однако им ответили, чтобы они снялись с льготной очереди в Пермском крае, собрали соответствующие документы для включения в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в РТ и перенаправили их в Министерство образования и науки Республики Татарстан. Истцы снялись с очереди в Пермском крае, затем обратились к специалисту за перечнем для сбора соответствующих документов для включения в список на обеспечение жилыми помещениями, но им было отказано. Истцы просят обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить их в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в РТ.
Истец Елизарова А.И. в судебном заседании иск поддержала.
Истец Елизарова В.И. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее присутствия.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Елизарова А.И., ... рождения и Елизарова В.И., ... рождения. Мать ФИО2, умерла 15 мая 1998 года, отец ФИО9 решением Куединского районного суда ... от 27.06.2002г. лишен родительских прав, умер 09.02.2006г.
Постановлением № 20 от 18 мая 1998 года главы Большеусинского сельсовета Куединского района Пермской области тетя истцов ФИО3, проживающая по адресу: ... была назначена опекуном и попечителем над истцами.
Постановлением заместителя Главы администрации города Набережные Челны РТ №1791 от 03.09.2004г. «О переоформлении опеки над несовершеннолетними Елизаровой В.И. и Елизаровой А.И.» ФИО3 была освобождена от обязанностей опекуна и попечителя, ФИО15 назначена опекуном.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом также установлено, что 06.09.2013г. на основании заявлений от 26.08.2013г. истцы были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о чем свидетельствует письмо Межрайонного территориального управления №4 Министерства социального развития Пермского края. 02.07.2014г. Межрайонное территориальное управление №4 Министерства социального развития Пермского края разъяснило истцам, что они имеют право встать на учет по месту проживания в РТ и на основании заявлений истцов от 15.07.2014г. решением от 29.07.2014г. исключило истцов из списка на предоставление жилья из спецжилфонда Пермского края. С 20.11.2014г. согласно информации Межрайонного территориального управления №4 Министерства социального развития Пермского края истцы вновь включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о чем свидетельствует ответ ИК муниципального образования города Набережные Челны РТ от 26.06.2015г. 29.03.2016г. истцы обратились в МО и науки РТ с заявлениями о принятии их на учет переводом из Пермского края по месту постоянного жительства и включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако материалы учетного дела не содержат доказательств того обстоятельства, что по указанным заявлениям приняты какие либо решения, что расценивает как отказ во включении в Список. Из отзыва ответчика следует, что истцами не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченные органы до достижения возраста 23-х лет, а, следовательно, в силу ст. 1 ФЗ №159-ФЗ они утратили статус лиц из числа детей-сирот.
Вместе с тем, в материалах дела содержится письмо отдела социального развития администрации Куединского района Пермского края от 19.03.2012г. в адрес Елизаровой А.И. с просьбой пройти перерегистрацию и предоставить документы, из которого следует, что еще до 19.03.2012г. истцы стояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, т.е. до достижения ими возраста 23 года.
Учитывая изложенное истцы имеют право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2013 № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» уполномоченными органами исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан, по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В соответствии с положениями Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» на Министерство образования и науки Республики Татарстан подлежит возложению обязанность включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Елизарову А.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Елизарову В.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента приятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова