8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии № 02-6952/2016

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2016 года г. Москва

Тушинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Самохваловой С.Л., при секретаре Ефановой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6952/16 по иску Гнусарева Г.П. к Государственной жилищной инспекции г. Москвы о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является собственником жилого помещения, расположенного на 11 этаже многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. ***. В 2003 года истец произвел в квартире перепланировку путем изменения балкона, а именно была изменена конфигурация балкона с увеличением его площади. Решение о согласовании перепланировки квартиры в части изменения конфигурации балкона истцом получено не было. В то же время истец считает, что перепланировка была произведена без нарушения строительных норм, строительные работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП и не нарушают интересов других лиц. При обращении в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы истцу было указано на необходимость привести квартиру в состояние, которое было до планировки и предоставить документы, предусмотренные постановлением Правительства г. Москвы от 25.10.2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах». Однако, данные документы истец предоставить не может, поскольку такие документы и решение о согласовании перепланировки должны быть предоставлены до ее осуществления. Истец считает, что выполненные им работы по перепланировке не относятся к перечню работ, которые не допускаются при перепланировке в соответствии с п.11 Приложения № 1 к вышеуказанному постановлению. Просил суд сохранить жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. *** в перепланированном состоянии, после произведенной перепланировки квартиры, в результате которой изменена конструкция балкона с увеличением его площади.

В судебном заседании истец, его представитель Власенко Н.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекция) -Мухтарова Р.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25 собственник в качестве пользователя жилым помещением обязан: использовать жилье по назначению в пределах, установленных ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его в надлежащем состоянии; нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме; своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Согласно данным Правилам переустройство, перепланировка недопустимы, если они: нарушают прочность или разрушают несущие конструкции здания; нарушают работу инженерных систем и установленного оборудования; ухудшают сохранность и внешний вид фасадов; нарушают противопожарные устройства.

В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. , ст. , ч. 1 ст. , п. 1, 3, 4.2.9, 4.2.10, 4.3.2, 12 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г. № 336-ПП, постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 г. № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах на территории города Москвы.

В судебном заседании установлено, что Гнусарев Г.П. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме на 11 этаже по адресу: г. Москва, ул. ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2002 года (л.д.6).

Согласно представленным документам площадь жилого помещения без учета лоджий и балконов составляет 73,3 кв.м., общая площадь 75,2 кв.м. (л.д.6).

В доме, где проживает истец создано ЖСК «Митино-26».

Как пояснил в судебном заседании истец, в 2003 году он самостоятельно произвел в квартире перепланировку путем изменения балкона, а именно была изменена конфигурация балкона с увеличением его площади. Решение о согласовании перепланировки квартиры в части изменения конфигурации балкона истцом получено не было. В то же время истец считает, что перепланировка была произведена без нарушения строительных норм, строительные работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП и не нарушают интересов других лиц, в подтверждение чего представил Техническое заключение о безопасности и допустимости выполненных работ № 14316-1 от 24.03.2016 года, составленным ООО «ЮК Выход» (л.д.8-44), согласно которому перепланировка балкона выполнена на 11-м этаже 17 – этажного панельного жилого дома серии П3, конструктивное исполнение обеспечивает прочность и не угрожает безопасности окружающей среде и здоровью граждан. Перепланировка может быть рекомендована для всего стояка дома серии П 3. Опорная конструкция под балкон не имеет дефектов и повреждений, выполнена без отклонений в соответствии с нормативно-технической документацией. Конструкция пригодна к использованию в условиях нормальной эксплуатации. Фактура и цвет материала отделки с остеклением балкона подобраны в стиле всего стояка дома, поэтому не портят архитектурного облика здания. Фасад здания выходит во внутренние дворы и не портит общей композиции жилой застройки.

Из ответа Москомархитектуры о предоставлении информации о порядке оформления остекления балкона следует, что в соответствии с п.п.11.13 Приложения № 1 постановления Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах» при производстве работ по переустройству и перепланировке жилых помещений в ногоквартирных домах устройство лоджий, балконов на вторых и выше этажах не допускается. Перечень видов работ, затрагивающих архитектурный облик дома и порядок оформления документации регламентированы постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах. Истцу сообщено, что Москомархитектура, как орган исполнительной власти, осуществляет рассмотрение проектной документации для оценки возможности проведения работ, связанных с частичным изменением внешнего архитектурного облика объекта, для целей получений последующих согласований и разрешений в Мосжилинспкции.

Государственной жилищной инспекции г.Москвы в письмах от 11.05.2016 года, 13 мая 2016 года, 20 мая 2016 года истцу Гнусареву Г.П. подробно были разъяснены порядок согласования переустройства помещения, а также перечень необходимых документов (л.д.52-53).

Мосжилинспекция осуществляет контроль за соблюдением норм и правил производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также осуществляет в качестве уполномоченного органа Правительства Москвы прием и рассмотрение в режиме «одного окна» заявок от граждан и юридических лиц с последующей выдачей им разрешений (или обоснованных отказов в разрешении) на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах и производство связанных с этим ремонтно-строительных работ.

Согласно п.18 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах» Оформление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется в соответствии с настоящим приложением (за исключением ранее выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия), допускается при обращении физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица с техническим заключением о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, оформленным проектной организацией, имеющей свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, выданное саморегулируемой организацией. В случае производства работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, связанных с затрагиванием несущих конструкций, техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения оформляется проектной организацией - автором проекта дома. При отсутствии сведений об авторе проекта дома или отсутствии автора проекта дома техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения оформляется проектной организацией, отобранной Правительством Москвы.

В соответствии со ст. ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Статья предусматривает, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя, а также в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно п.3.8. Приложения № 1 к Регламенту Постановления Правительства г. Москвы № 508-ПП от 25.10.2011 года, Мосжилинспекция вправе согласовывать произведенные работы по переустройству балконов, лоджий и террас на первых этажах.

Поскольку жилое помещение истца находится на 11 этаже многоквартирного дома, то данные работы и согласование таких работ регулируются Градостроительным кодексом РФ и не относятся к компетенции Мосжилинспекции.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

При вынесении решения суд также учитывает и то, что истцом осуществлена не перепланировка жилого помещения, а его реконструкция, поскольку изменились характеристики жилого помещения по сравнению с теми, которые данное помещение имело до произведенных изменений, в том числе увеличена общая площадь квартиры за счет увеличения площади балкона.

При этом как усматривается из ответа Мосгосстройнадзора проектная и иная документация от застройщика в Комитет не представлялась, обращений по вопросам оформления разрешения на строительство объекта по указанному адресу не поступало, разрешение Мосгосстройнадзором не оформлялось.

Согласно части 2 ст. 36 ЖК РФ , собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу п.1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с пунктом 2 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке , устанавливаемом судом.

В соответствии с частью 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 2 указанной статьи к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1), принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пункта 2), принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственником помещений в многоквартирном доме ( пункта 3 ).

В соответствии с часть 2 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконстрации.

Согласно ч. 4 ст. 36 ЖК РФ объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам при условии, что это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, исключительно по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников.

В силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или ) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу положений статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. "а, б, в, г" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция жилого помещения (объекта капитального строительства) влечет необходимость получения соответствующего разрешения.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, указанное разрешение на возведение объекта истцом получено не было, заявление о выдаче разрешения в уполномоченный орган подано после проведения реконструкции.

Обосновывая свои требования, истец ссылается на положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, устанавливающей право суда вынести решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Вместе с тем, поскольку истец осуществил реконструкцию объекта, постольку правовые основания, предусмотренные ч. 4 ст. 29 ЖК РФ для принятия решения о сохранении жилого помещения в переустроенном, перепланированном состоянии не имеется.

Кроме того, самовольная установка балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства запрещена положениями п. 4.2.4.9 Привал и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также исходит из того, что истцом не представлено доказательств того, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, истцу разрешено использовать общее имущество собственников путем возведения пристройки в виде изменения площади балкона.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, учитывая, что истцом не были представлены необходимые документы для согласования проведения реконструкции жилого помещения, а также не соблюден порядок согласования изменения и проведения строительных работ, не представлено решение собственником многоквартирного дома о согласовании проведенных работ, суд считает, что исковые требования Гнусарева Г. П. к Государственной жилищной инспекции г. Москвы о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. -, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Гнусарева Г.П. к Государственной жилищной инспекции г. Москвы о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Л. Самохвалова

Решение изготовлено в окончательной форме 25 ноября 2016 года

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн