РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2016 года г. Москва Тушинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Багринцевой Н.Ю., при секретаре Халаповой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-5469/16
по иску Калугиной З.К. к Департаменту городского имущества г Москвы о сохранении помещения в перепланированном состоянии, переводе помещения из жилого фонда в нежилой, признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Истец Калугина З.К. обратилась в суд с иском к ответчикам Префектуре СЗАО Управе района Южное Тушино о сохранении помещения в перепланированном состоянии, переводе помещения из жилого фонда в нежилой, признании права собственности, в котором просит сохранить в перепланированном состоянии квартиру №*** распложенную по адресу: г. Москва, ул. ***, перевести квартиру №***, распложенную по адресу: г. Москва, ул. *** из жилого фонда в нежилой, признать за Калугиной В.К. право собственности в перепланированном состоянии на нежилое помещение №***, распложенное по адресу: г. Москва, ул.
***.
В обосновании иска указано, что истцу на праве собственности принадлежат квартира №***, распложенная по адресу: г.Москва, ул. ***. С момента передачи квартиры в собственность истцу и по настоящее время истец осуществляет все права и обязанности законного приобретателя жилого помещения, несет все расходы по ремонту и содержанию данной квартиры, оплачивает коммунальные услуги. Истец на основании принадлежащих ей права намеревалась перевести из жилого фонда-квартиру в нежилой фонд, в целях коммерческого использования данного помещения, а именно сдачи в аренду.
Большинство квартир расположенных по соседству уже переведены в нежилые помещения. Произведенная перепланировка квартиры в целях перевода квартиры в нежилое помещение не противоречит нормам СНиП 31-01-2003 и другим действующим нормам и правилам и не создает угрозу для жизни и здоровья людей. Истец в силу определенных обстоятельств не может собрать письменное согласие собственников дома и не может подать заявление на рассмотрение жилищной комиссии, в связи с чем истец вынуждена обратится с данным иском в суд.
Определением суда от 02 июня 2016 года ответчики Префектура СЗАО и Управа района Южное Тушино были заменены надлежащим ответчиком – Департамент городского имущества г. Москвы. (л.д.82) Представитель истца по доверенности Абрамян Г.О. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, также пояснил, что истец не обращалась с письменным заявлением в Мосжилинспекцию и ДГИ г. Москвы о переводе жилого помещения в нежилое, собрание собственников многоквартирного дома также не проводилось.
Представитель ответчика по доверенности Семенюта Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям указанных в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица Префектура СЗАО г. Москвы и Управа района Южное Тушино в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Выслушав представителей сторон, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Калугина З.К. является собственником жилого помещения квартиры №***, распложенной по адресу: г. Москва, ул. ***.
(л.д.6).
Квартира истца распложена на 1-м этаже четырех этажного многоквартирного дома, распложенного по адресу: г. Москва, ул. ***.
Истец, желая перевести квартиру из жилого фонда в нежилой представила техническое заключение № 505/04-16 о возможности перевода жилого помещении, распложенного по адресу: г. Москва, ул. *** из жилого фонда в нежилой, согласно которому жилое помещение №*** соответствует всем требованиям ст. 22 ЖК РФ для перевода данного помещения из жилого в нежилой фонд.
Техническая возможность перевода жилого помещения №***, расположенного по адресу: г. Москва, ул. *** в нежилой фонд имеется. (л.д.21-31).
Из ответа ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» следует, что проектная документация соответствует СанПин (л.д.8).
Также судом по ходатайству представителя истца в судебном заседании был допрошен эксперт Горина В.Л. составившая вышеуказанное техническое заключение, эксперт Горина В.Л. показала, что экспертом обследована квартира в многоквартирном четырехэтажном кирпичном доме. В данной квартире перепланировкой затронута комната, в которой демонтирована часть окна, проем не расширен, сохранен в ширину бывшего окна. Оставшаяся часть заложена пеноблоками. Верхняя часть окна загорожена балкой. Существует проект перепланировки, которую выполнили очень квалифицированные специалисты. У истца есть документы, подтверждающие правомочность проекта.
Поскольку проектная документация имеет оценку, и она подтверждает качество выполненных работ, подтверждает, что не нарушены права каких-либо лиц.
Жилой дом имеет контур, и все квартиры уже являются нежилыми и используются в качестве объектов обслуживания помещения. Входная группа выполнена грамотно. Данная перепланировка не создает угрозу жизни, работы по переустройству не завершены, обустроено крыльцо, тротуар не затронут.
У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенного эксперта, так как они последовательны и не противоречат выводам в представленном экспертном заключении.
Согласно ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод жилого помещения в наемном доме социального использования в нежилое помещение не допускается.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии со ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и с
делок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и с
делок с ним;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Между тем судом установлено, что истец желая перевести квартиру из жилого фонда в нежилой, не обратилась с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 22, 23 Жилищного кодекса РФ, а осуществила самовольную перепланировку принадлежащей ей квартиры №*** в доме 46/14 с устройством крыльца.
Как следует из пояснений представителя истца, и подтверждается письменными материалами дела истец не обращалась с письменным заявлением в органы местно самоуправления.
Кроме того в целях использования в дальнейшем как нежилого помещения Калугина З.К. в соответствии с требованиям Главы 2 Жилищного кодекса РФ и Административного регламента предоставления государственной услуги г.
Москвы «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое помещение), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 2710.2015 № 692-ПП в Департамент городского имущества с заявлением о выдаче уведомления о переводе жилого помещения в не жилое не обращалась.
Вместе с тем, истце просит суд перевести жилое помещение по адресу: г.
Москва, ул.*** в нежилой фонд».
Указанное требование противоречит Главе 3 ЖК РФ, поскольку в случае удовлетворения данных требований суд реализует функции органа местного самоуправления.
Также удовлетворение указного требования приведет к противоречию со ст. 10 Конституции РФ, в силу которой государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Кроме того, суд не может лишить Департамент городского имущества полномочий проверки документов истца на предмет их соответствии требованиям законодательства в сфере перевода помещений из нежилых (жилых) в жилые (нежилые).
В п. 3 Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП, указано, что к числу раот по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, относятся в том числе: создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах); создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников и навесов за границей наружных стен здания.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2 ст. 36 ЖК РФ.).
В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в соответствии со ст.ст.44,46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по поставленным на голосование вопросам, указным в п.п.1-3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 1 ст. 290 ГК РФ, гласит, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч.ч.3 и 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения; земельный участок, на котором распложен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома распложенные на указном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором распложен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме В п.5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме установленных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2001 г. № 508-ПП указано, что при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной распоряжением Государственной жилищной инспекции города Москвы от 21.08.2014 г. № 12.
Между тем в нарушение указанных норм истцом также не представлено суду решения общего собрания собственников многоквартирного дома и как следует из пояснений представителя истца собрание собственников многоквартирного жилого дома не проводилось Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Калугиной З.К. к Департаменту городского имущества г. Москвы о сохранении помещения в перепланированном состоянии, переводе помещения из жилого фонда в нежилой, признании права собственности в полном объеме На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Калугиной З.К. к Департаменту городского имущества г Москвы о сохранении помещения в перепланированном состоянии, переводе помещения из жилого фонда в нежилой, признании права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тушинский районный суд г. Москвы.
Судья Н.Ю. Багринцева Решение в окончательной форме составлено 28 октября 2016 года.