Дело № 2-10544/2017
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 30 августа 2017 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Завьяловой Е.А.
при участии в судебном заседании истца Гузева А.Н.,
представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга – Лунеговой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гузева А. Н. к администрации г. Екатеринбурга об оспаривании Постановления о снятии с учета,
УСТАНОВИЛ:
Гузев А.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным Постановления от <данные изъяты> о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что на основании ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» истец подлежит обеспечению жилым помещением. При этом снятие с учета в связи с обеспеченностью членов семьи лица, подлежащего обеспечению жильем или изменением его имущественного положения в соответствии с данным нормативно-правовым актом не предусмотрено.
В судебном заседании истец на иске настаивал, дополнительно указав на неверность доводов ответчика о том, что Гузев А.Н. перестал быть нуждающимся в жилом помещении, так как данный факт не является юридически значимым, поскольку истец был поставлен на учет в порядке, предусмотренным законом. Кроме этого, суду не представлены доказательства того, что решение о снятии с учета было принято по результатам заседания общественной комиссии.
Представитель ответчика администрации в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что снятие истца с учета было инициировано в связи с обеспеченностью жилым помещением. Так, член его семьи Ганец О.А. обладает на праве собственности жилым помещением – квартирой, расположенной <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, обязательства по сдаче которой истцом не представлено.
В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела извещались путем направления судебных повесток заказной почтой.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам учетного дела, Гузев А.Н на основании постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от <данные изъяты> был поставлен на учет военнослужащих, уволенных в запас с целью предоставления им жилого помещения. Как указывает истец, членами его семьи являются Гузева И.А., Гузев А.А., Ганец О.А.
Решением <данные изъяты> районного суда г.Екатеринбурга от <данные изъяты> отказано в удовлетворении иска Гузева А.Н. к Администрации г.Екатеринбурга о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения.
По основаниям ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное судебное постановление имеет для существа рассматриваемого спора преюдициальное.
Так, решением суда установлены следующие факты.
Согласно представленному в материалы дела удостоверению от <данные изъяты> Гузев А.Н. <данные изъяты> уволен с действительной военной службы по сокращению штатов.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N 723-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, до 01.03.2005 принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Согласно п. 16 названного Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
В силу подп. 2, 3 п. 15 Постановления № 723-ПП жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 настоящего Порядка, используется для расчета размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если: гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Из выписок из ЕГРН от <данные изъяты> следует, что Гузева И.А. – супруга истца, на основании свидетельства о праве на наследство от <данные изъяты> приобрела на праве собственности в порядке наследования квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по <адрес>. Названная квартира была продана, согласно материалам регистрационного дела, переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН <данные изъяты>. Также на основании свидетельства о праве на наследство от <данные изъяты> Гузевой И.А. было приобретено право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный <адрес>. Данный жилой дом также был продан Гузевой И.А., переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН <данные изъяты>
Кроме того, из выписки из ЕГРН от <данные изъяты> следует, что Ганец О.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
Стороны не оспорили тот факт, что жилое помещение в целях обеспечения жильем в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих истцом не сдано.
Также суду не представлены доказательства того, что Гузев А.Н. и Гузева И.А., Гузев А.А., Ганец О.А. являются членами разных семей.
Решением суда от <данные изъяты> Гузеву А.Н. отказанол в предоставлении жилого помещения, поскольку он и члены его семьи обеспечены жильем и нуждающимися не являются. Данное судебное постановление вступило в законную силу и по основаниям ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, факты, установленные указанным судебным решением доказыванию вновь не подлежат.
Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от <данные изъяты> Гузев А.Н. снят с учета нуждающихся в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При этом ответчик руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Согласно ст. 26 Порядка военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Таким образом, правом состоять на учете нуждающихся обладают лица указанной категории и нуждающиеся в предоставлении жилого помещения, решение или улучшение же жилищных вопросов исключает такое право.
При рассмотрении дела суд также исходит из следующих положений закона.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, при определении нуждаемости в жилом помещении следует учитывать все жилые помещения, принадлежащие заявителю и членам его семьи.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ответчик, следуя данным правовым положениям верно сослался на то, что правом состоять на учете обладают граждане, которые нуждаются в жилом помещении, то есть не обеспечены им. При этом данное обстоятельство является юридически значимым на весь период нахождения на учете.
Разрешая заявленный иск, суд прежде всего исходит из положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно каждому гарантируется право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Таким образом, право на предоставление жилого помещения может быть реализовано только лицом, который нуждается в его предоставлении, то есть не обеспечен им либо обеспечен жилой площадью ниже установленной нормы.
Суд считает необходимым также и указать истцу на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гузева А.Н. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Гузева А. Н. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: