8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о производстве ремонта жилых помещений за счет ответчика со взысканием необходимых средств № 2-1222/2017 ~ М-812/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-1222-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Баташевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Андриевской К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева ВА к Администрации г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного жилого дома, признании права о производстве ремонта жилых помещений за счет ответчика со взысканием необходимых средств

УСТАНОВИЛ:

Истец Князев В.А. обратился в суд с иском, указав, что в соответствии ст. 16 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда приложения - №

Дом по адресу <адрес>) ТСЖ "Лагуна" год постройки ДД.ММ.ГГГГ этажей 5, кол-во подъездов 2, кол-во квартир 20, нуждается в капитальном ремонте систем: электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, канализации. Года последнего капитального ремонта по вышеназванным позициям нет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. капитальный ремонт не производился это - 91 год!

До настоящего времени в доме не производился капитальный ремонт, о чем свидетельствует Мониторинг технического состояния Многоквартирных домов, опубликованный на Сайте Министерства ЖКХ Ростовской области, в соответствии с приказом Министерства ЖКХ Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № "О мониторинге технического состояния многоквартирных домов."

Это подтверждают ответы Зам. Министра ЖКХ Ростовской Области В.В. Былкова от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № на вопрос о подтверждении данных мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. № дом по адресу <адрес> площадью кв. м. 1364.16, был переведен в муниципальную собственность.

В ДД.ММ.ГГГГ мой02/224 (еского состояния ".отец истца, Князев АК, приватизировал <адрес>. Основание, справка, выданная БТИ * Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. №.

В настоящее время истец является собственником указанной квартиры в порядке наследования., Свидетельство о государственной регистрации права Серия №). В эти же годы, остальные жители дома приватизировали свои квартиры.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07,03.1995г. № 235 п.5 и в соответствии с Положением о порядке передачи объектов соцкультбыта, утвержденным этим Постановлением пункт 7 Финансирование нa капитальный ремонт аккумулируется на расчетных счетах муниципальных структур, осуществляющими управление этими объектами (домами).

В соответствии с данными судебно-строительной экспертизы госучреждения ФРЦ Судебной экспертизы. № от ДД.ММ.ГГГГ., изложенными в Выводах пункта-3 говорится, что дом, расположенный по адресу, <адрес> постройки ДД.ММ.ГГГГ еще в ДД.ММ.ГГГГ (за 12 лет до приватизации) требует капитального ремонта в соответствии с Приложением №

Таким образом, на настоящее время Администрация г. Ростова-на-Дону не выполнила свои обязательства по производству Капитального ремонта жилых помещений и общего имущества в доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда приложения - №

И инженерное оборудование дома, трубы износ более - 60%, срок замены переходили - от более 2х - до 6 сроков замены, электричество износ более Л0%, срок замены переходили более 2х сроков замены: находятся в критическом состоянии, что подтверждено выше указанными доказательствами ЖКХ области и экспертизой.

На основании изложенного, просит суд:

- обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону произвести капитальный ремонт жилых помещений, а также общего имущества <адрес> в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта - жилого фонда, приложения - №, до ДД.ММ.ГГГГ.

- если Администрация г. Ростова-на-Дону не исполнит решение суда до ДД.ММ.ГГГГ, жители дома <адрес> вправе совершить ремонт своих жилых помещений за счет ответчика с взысканием с Администрации г. Ростова-на-Дону необходимых средств.

Истец Князев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону Попов М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо УК ЖЭУ-5 в судебное заседание своего представителя не направили, извещены, сведений о причинах неявки суду не представили. Дело рассмотрено в отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела,суд приходит к следующему.

Так, судом установлено, что Князев В.А. является собственником <адрес> в порядке наследования., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия №.

Согласно представленного технического паспорта, многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ постройки.

На основании договора передачи квартиры в собственность граждан заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между отцом истца, Князевым А.К. и ЖКХ ВДРП (Волго-Донское речное пароходство), указанная <адрес> была передана в порядке приватизации в собственность отцу истца Князеву А.К..

Впоследствии, на основании постановления Главы Администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче жилого и нежилого фонда ЖКО ВДРП на баланс муниципального учреждения с функциями заказчика в сфере ЖКХ Пролетарского района г.Ростова-на-Дону» жилые помещения многоквартирного дома по <адрес> были переданы в муниципальную собственность.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает необходимым возложить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома на Администрацию г.Ростова-на-Дону, поскольку дом нуждается в капитальном ремонте, его износ превышает действующие нормы, дом нуждался в проведении ремонта и на момент приватизации.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в соответствии ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с ранее действовавшими нормами Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (статья 141 ЖК РСФСР).

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов переходит к собственникам жилых помещений.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01 марта 2012 года N 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Исходя из вышеизложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу, значимыми для дела обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта являются: необходимость производства капитального ремонта на момент приватизации; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта.

Анализируя представленные доказательства, обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что бывшим наймодателем спорного жилого дома по <адрес> на момент приватизации первой квартиры в указанном доме, а также на момент приватизации квартиры истца являлось Волго-Донское речное пароходство.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Администрация г.Ростова-на-Дону наймодателем не являлась, на момент приватизации в 1992 году многоквартирный жилой дом не находился в государственной или муниципальной собственности, жилые помещения которого подлежат передаче гражданам в собственность в порядке Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", следовательно на ответчика не может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта.

При этом, что обстоятельство, что бывшим собственником, и, соответственно, наймодателем Волго-Донским речным пароходством, не была исполнена обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома ДД.ММ.ГГГГ постройки. Не является основанием для возложения обязанности про проведению такого ремонта на Администрацию г.Ростова-на-Дону, которой были переданы жилые помещения в собственность в ДД.ММ.ГГГГ,. Более того, на момент передачи жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность, квартира истца уже находилась в собственности его отца Князева А.К..

При такой ситуации, учитывая, что истец настаивал на удовлетворении его требований исключительно за счет Администрации г.Ростова-на-Дону, суд полагает, что не имеет правового значения то обстоятельство, что жилой дом ДД.ММ.ГГГГ. постройки на момент приватизации нуждался в проведении некоторого капитального ремонта со ссылкой на заключение экспертов ГУ ЮРЦСЭ МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку, как уже указывалось выше, Администрация г.Ростова-на-Дону на момент передачи квартиры в собственность собственником жилого дома не являлась, и не являлась наймодателем по отношению к лицам, проживающим в квартирах, впоследствии приватизировавших жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ.

Также следует учесть, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также в случае, когда обязанность по проведению капитального ремонта у бывшего наймодателя не возникла, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в т.ч. на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Обязанность собственника помещения по проведению капитального ремонта закреплена ст. ст. 39, 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ

Так, в соответствии с частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При этом вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, вступившим в силу с 26.12.2012 г. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен Разделом IX, который регламентирует организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, согласно которой в случае, если в срок, не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Таким образом, право самостоятельно принимать решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме, определять необходимые виды работ, их объем и стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.

Сведений о том, что собственниками жилых помещений в МКД <адрес>, принимались какие-либо решения относительно необходимости проведения капитального ремонта, сроков его проведения, обьемов строительных работ, материалы дела не содержат, суду не представлено.

Организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области регулируется Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на ДД.ММ.ГГГГ», положениями которого установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, утверждена Региональная программа капитального ремонта, создана специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта (региональный оператор - Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту).

Согласно сведениям Министерства ЖКХ Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует о том,, что на основании представленного муниципальным образованием акта многоквартирный дом по <адрес> включен в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области, которая утверждена постановлением правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. №. В данной Региональной программе определены виды работ и плановые сроки по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В многоквартирном <адрес> определены сроки выполнения работ по капитальному ремонту дома: кровля - ДД.ММ.ГГГГ, фасад, фундамент - ДД.ММ.ГГГГ, внутридомовые инженерные системы теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения - ДД.ММ.ГГГГ, электроснабжения - ДД.ММ.ГГГГ, газоснабжения - ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

При этом, согласно части 2 статьи 189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, независимо от планового года проведения капитального ремонта, который установлен Региональной программой, по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, либо по собственной инициативе с определением источника финансирования работ.

Между тем, сведений о том, что собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома принималось какое-либо решение относительно переноса сроков проведения капитального ремонта суду также в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При этом, следует учесть, что в соответствии со статьей 170 ЖК РФ и Областным законом собственниками помещений многоквартирного дома выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

Источником финансирования вышеуказанных работ являются взносы собственников, собранных на специальном счете.

Для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта и в случае недостаточности средств для проведения капитального ремонта, в соответствии счастью 3 статьи 166 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, а также принять решение о получении кредита или займа для оплаты работ по капитальному ремонту. При этом такие кредит или займ собственники смогут погасить за счет средств фонда капитального ремонта сформированного на специальном счете (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Ответственность за реализацию мероприятий по капитальному ремонту дома, в том числе за разработку проектно-сметной документации, отбор подрядной организации и выполнение работ по капитальному ремонту дома, несут собственники многоквартирного дома, формирующие Фонд капитального ремонта на специальном счете.

Учитывая все вышеизложенное, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд,с учетом того, что Администрация г.Ростова-на-Дону не являлась наймодателем на момент приватизации жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время собственниками избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор, жилой дом внесен в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области, которой определены сроки проведения такого капитального ремонта, сведений о принятии решения общим собранием собственников МКД о переносе таких сроков не имеется, пришел к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта МКД не может быть возложена на заявленного ответчика, и, как следствие, не может быть разрешен вопрос в рамках рассматриваемого спора вопрос о возложении обязанности на проведение ремонта жилых помещений и общего имущества в жилом доме на Администрацию г.Ростова-на-Дону, требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Князева ВА к Администрации г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного жилого дома, признании права о производстве ремонта жилых помещений за счет ответчика со взысканием необходимых средств – оставить без удовлетворения в полном объеме

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: