Дело № 2-852/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2017 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Олюниной Т.В.,
с участием помощника прокурора Индустриального района г.Ижевска Амеличкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушиной ФИО7 к Пушину ФИО8 о признании утратившими права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пушина Г.М. обратилась в суд с иском о признании ответчика Пушина С.Ю. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ..., в связи с тем, что Пушин С.Ю., приходящийся ей сыном, не работает, не производит оплату жилищно-коммунальных услуг, употребляет спиртные напитки, не впускает ее в комнату, в которой проживает с сожительницей.
В судебное заседание не явился ответчик Пушин С.Ю., извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании истец Пушина Г.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении,
Выслушав объяснения истца, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положениями ч. 4 ст. 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из правовой позиции, изложенной в пунктах 11, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя, в том числе, из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч.1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу ч.ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст. 67 ГПК РФ).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела: -Дата- между Индустриальным райисполкомом нар.деп. в лице Клюкина В.С. (продавцом) и Пушиной Г.М. (покупателем) заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, согласно которому продавец передал в собственность, а покупатель приобрел квартиру, состоящую из 2-х комнат общей площадью 43,5 кв.м., в том числе жилой 29,1 кв.м. по адресу ..., количество членов семьи – 1 человек. Совокупный трудовой стаж членов семьи 34 года (п.1 договора).
Продавец передает в собственность покупателю безвозмездно с учетом количества членов семьи – 1 человек, их совокупного трудового стажа 34 года и других учитываемых обстоятельств (п.2 договора).
Покупатель приобретает право собственности (владения, пользования, распоряжения) на квартиру с момента регистрации договора в БТИ Бюро технической инвентаризации (исполкоме сельского Совета народных депутатов) (п.5 договора).
Согласно справке ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от -Дата- №, квартира, находящаяся по адресу ..., -Дата- была поставлена на учет за следующими правообладателями: Пушина Г.М. (доля владения 1).
Согласно копии поквартирной карточки от -Дата- в квартире по адресу ..., постоянно зарегистрированы: Пушина Г.М., -Дата- года рождения, с -Дата-, Пушин С.Ю., -Дата- года рождения, с -Дата-.
Согласно справке ООО «УК Жилфонд», по состоянию на -Дата- у Пушиной Г.М. отсутствует задолженность за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Пушина Г.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу ..., приобретенного в порядке приватизации.
В указанном жилом помещении помимо Пушиной Г.М. с -Дата- зарегистрирован и проживает в качестве члена семьи собственника ее сын Пушин С.Ю.
Отказывая в удовлетворении требований о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 67 названного Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
В силу своего процессуального положения истец должна была представить относимые, допустимые и достоверные доказательства для признания ответчика утратившими право пользования жилым помещением и снятия с регистрационного учета.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств была возложена судом на истца при подготовке дела к судебному разбирательству. Суд разъяснял сторонам процессуальные права и обязанности, определил, юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, распределил бремя доказывания, возложив на истца обязанность по представлению доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Из положений названных процессуальных норм следует, что именно лицо, обращающееся в суд, указывает, какие его права, свободы или законные интересы нарушены, и формулирует требования, удовлетворение которых, по его мнению, должно повлечь восстановление нарушенных прав, свобод или законных интересов, в также определяет обязанное лицо.
При рассмотрении дела судом установлено, что Пушин С.Ю. был вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи собственника в малолетнем возрасте, приобрел равное с Пушиной Г.М. право пользования спорным жилым помещением, фактически проживает в спорном жилом помещении, иного жилого помещения для проживания не имеет. Сам по себе факт возникновения между сторонами разногласий по вопросам пользования жилым помещением и несения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг не свидетельствует о прекращении между сыном и матерью семейных отношений.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, при отсутствии доказательств наличия оснований для признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением по адресу ..., нарушения прав и законных интересов истца, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Пушиной ФИО9 к Пушину ФИО10 о признании утратившим право пользования жилым помещением - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2017 года.
Судья В.Ю. Суворова