8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения незаконным, возложении обязанности, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях № 2-1867/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

22.05.2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.05.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя истца ФИО1 – ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к начальнику 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:

- признать неправомерным решение начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 13.09.2016 № ****** об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо отменить указанное решение в части, касающейся истца,

- восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ, с момента принятия решения жилищной комиссии войсковой части 12423 о постановке истца в очередь на улучшение жилищных условий.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 12423 Министерства обороны Российской Федерации в <адрес>. Был уволен с военной службы по истечении срока военной службы по контракту и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ с выслугой лет 20 лет 1 месяц. Решением жилищной комиссии войсковой части 12423 истцу была выделена 2-комнатная служебная квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из трех человек, включая супругу ФИО4 и дочь ФИО8. Решением жилищной комиссии войсковой части 12423 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом № ******, истец на основании его рапорта был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. Решение утверждено командиром войсковой части 12423. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился во 2 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о восстановлении его в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ВрИО начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение № ****** об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что с заявлением о постановке на учет истец обратился после исключения его из списков личного состава войсковой части. Истец с таким решением не согласен, полагает, что оно принято с нарушением требований законодательства.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержал.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Ответчики надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.

В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В этой связи, с учетом мнения представителя истца, не возражавшего против заочного производства, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

В письменном отзыве начальник 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации указал, что в соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилых помещений в установленном порядке. ФИО1 обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений во 2 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, после исключения его из списков личного состава войсковой части. Таким образом, на момент обращения с указанным заявлением истец утратил статус военнослужащего. При этом истец не был включен в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на учете в автоматизированной системе «Учет» не состоял. Карточка учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, рапорт военнослужащего о признании его нуждающимся в жилых помещениях, иные документы, предоставляемые военнослужащими для признания нуждающимися, отсутствуют. Истец ссылается на постановку его в очередь на улучшение жилищных условий решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, однако данное улучшение следует рассматривать как улучшение в период прохождения военной службы, так как в 2001 году истец не планировался к увольнению и выслуга его лет на тот момент была менее 20, тогда как правом на обеспечение жилыми помещениями по договору найма признаются военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям или по состоянию здоровья с выслугой лет более 10. Помимо этого истцом пропущен срок на оспаривание решения ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, исключен из списков личного состава войсковой части 12423 с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 20 лет 1 месяц 16 дней.

В период прохождения военной службы истцу на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ****** на состав семьи из трех человек была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Квартира по адресу: <адрес> включена в число служебных распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы по месту жительства истец и его дочь ФИО5

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с тем, что на момент обращения истец утратил статус военнослужащего.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

При этом нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Кроме того, военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

В ответ на судебный запрос военный комиссариат Дзержинского и <адрес> <адрес> направил надлежаще заверенную копию рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части 12423, в котором истец просил уволить его с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы. В рапорте истец также указал, что жилой площадью не обеспечен по установленным нормам, просит разрешения о признании его нуждающимся в получении жилья по постоянному избранному месту жительства в <адрес> в связи с увольнением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по истечении срока контракта, выслуга лет на момент увольнения составляет 20, проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>.

Кроме того, истец представил заверенные 2 отделом ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации копии протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части 12423 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № ******, жилищной комиссией принято решение о постановке в очередь на улучшение жилищных условий согласно поданных рапортов ряда военнослужащих, в том числе, ФИО1

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № ****** жилищная комиссия приняла решение о постановке в очередь на улучшение жилищных условий согласно поданных рапортов ФИО7, ФИО9

Оба протокола утверждены командиром войсковой части 12423.

Суд полагает, что перечисленные доказательства, никем не оспоренные и не опороченные, однозначно и достоверно подтверждают факт принятия жилищной комиссией войсковой части решений о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Доказательств того, что впоследствии уполномоченным органом (жилищной комиссией войсковой части 12423 или ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) принималось решение о снятии истца с учета не представлено.

При этом истец, как видно из материалов дела, заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (поступил на военную службу ДД.ММ.ГГГГ) следовательно, он по истечении пяти лет военной службы приобрел право на получение жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, жилищная комиссия войсковой части ДД.ММ.ГГГГ вправе была принять истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений. И поскольку на момент увольнения общая продолжительность военной службы истца составляла более 20 лет, он не мог быть не мог быть исключен из списков очередников на получение жилья без обеспечения жилым помещением. Также следует учитывать, что при увольнении с военной службы истец доводил до сведения командира войсковой части свое желание получить жилое помещение по избранному месту жительства в <адрес>.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1 о признании решения начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** незаконным и о возложении на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Истец просит восстановить его на учете с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******) для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением определенных документов. Согласно п. 9 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, и представленных документов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. В соответствии с п. 1 указанной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются определенные Инструкцией документы. Согласно п. 8 Инструкции дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.

Таким образом, действующими в настоящее время нормативными правовыми актами дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма определяется датой их обращения с заявлением о принятии на учет в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Поскольку истец впервые был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и рапорт, на основании которого жилищная комиссия приняла данное решение, никем из участвующих в деле лиц не представлен, суд считает возможным обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить истца на учете нуждающихся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, оснований для возложения на начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности отменить оспариваемое решение не имеется, поскольку отмена этого решения входит в исключительную компетенцию принявшего его должностного лица, возложение судом на ответчика такой обязанности приведет к нарушению принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Что касается доводов ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию об оспаривании решения об отказе в принятии на учет, то следует отметить, что в рассматриваемой ситуации истец фактически ставит вопрос о его праве на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Поэтому по заявленным истцом требованиям срок исковой давности составляет три года, со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст.ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Оспариваемое истцом решение принято ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление направлено истцом в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, в пределах срока исковой давности.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования ФИО1 к начальнику 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.В. Кайгородова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн