Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
28.08.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.08.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» о признании решения незаконным, возложении обязанности, признании права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФГОУ «Институт ФСБ России», в котором просит признать незаконным отказ ответчика в принятии ФИО3 как члена семьи военнослужащего, на учет нуждающихся в жилых помещениях; обязать ответчика принять истца как члена семьи военнослужащего на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; признать за истцом право на получение жилого помещения от органов федеральной службы безопасности по норме предоставления, установленной для семьи из двух человек, включая долю, приходящуюся на умершего военнослужащего.
В обоснование иска ФИО3 указала, что является вдовой ФИО8, который проходил военную службу в органах государственной безопасности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был уволен с военной службы при выслуге более 20 календарных лет. В целях реализации гарантий по обеспечению военнослужащего постоянным жилым помещением ФИО8 непосредственно перед увольнением на состав семьи из четырех человек была предоставлена 3-комнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Таким образом, на момент увольнения обязательства по обеспечению ФИО8 постоянным жилым помещением государством были выполнены. Однако в последующем военный городок, в котором расположена указанная квартира, был включен в Перечень закрытых военных городков, в связи с этим эта квартира приобрела статус служебного жилого помещения. Следовательно, семья ФИО8 вновь стала нуждающейся в получении жилого помещения, так как ФИО8 и члены его семьи утратили ряд полномочий по владению и распоряжению квартирой – ограничение в праве получить жилое помещение в постоянное пользование, приобрести в собственность в порядке приватизации. После смерти ФИО8, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по адресу: <адрес>, <адрес> остались проживать истец и семья ее дочери. В настоящее время истец нуждается в перемене места жительства в связи с состоянием здоровья, однако она лишена возможности распорядиться по своему усмотрению квартирой по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Вместе с тем, истец, как вдова военнослужащего, который на момент увольнения имел все основания для получения постоянного жилого помещения, в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право встать на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ФГОУ «Институт ФСБ России» с заявлением о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет. В обоснование отказа ответчик указал на выполнение в полном объеме обязательств по обеспечению жилым помещением ФИО8 путем предоставления ему квартиры по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, а также на то, что в настоящее время семья истца обеспечена жилым помещением свыше учетной нормы. С таким решением ответчика истец не согласна, полагает, что оно нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований. Настаивала на том, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> не является служебным жилым помещением. Указала, что использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к таковым с соблюдением установленного порядка, на основании решения органа, осуществляющего управление жилищным фондом, кроме того, не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду в случае, если жилые помещения заняты по договору социального найма. До 2006 года жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета народных депутатов. Такое решение в отношении квартиры ФИО18 не принималось. После 2006 года решение об отнесении квартиры истца к специализированному жилищному фонду также не было принято. Доводы истца о том, что квартира, полученная ею на условиях социального найма, стала служебной только в силу приобретения военным городком статуса закрытого, не основаны на законе. Об этом не говорит и отсутствие возможности приватизации жилья в закрытом военном городке. Поскольку истец не является военнослужащей или членом семьи умершего (погибшего) военнослужащего, необеспеченного на момент смерти жилым помещением, у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Ответчик исполнил свое обязательство по обеспечению жильем семьи ФИО18 в 1992 году, повторного подобного обязательства не возникло. Оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении на день смерти ФИО8 у членов его семьи не возникло. Если у истца возникнет нуждаемость в жилом помещении в настоящее время, она подлежит обеспечению жильем на органом местного самоуправления.
Также представитель ответчика ходатайствовала о рассмотрении дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявила.
С учётом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО3 являлась супругой ФИО8, брак между ними заключен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.
ФИО8 проходил военную службу в органах государственной безопасности. Сторонами не оспаривалось, что ФИО8 был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность его военной службы составила более 20 лет в календарном исчислении.
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <адрес> ФИО17 народных депутатов <адрес> ФИО8 выдан ордер № ****** на 3-комнатную квартиру по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 63,60 кв.м, жилой – 40,20 кв.м. В ордер в качестве членов семьи нанимателя включены ФИО3 – жена, ФИО9 – дочь, ФИО10 – бабушка.
В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> зарегистрированы: истец ФИО3, ее дочь ФИО11, зять ФИО12, внуки ФИО13, ФИО14, ФИО15
Письмом ФГОУ «Институт ФСБ России» от ДД.ММ.ГГГГ №Н-4 истцу отказано в удовлетворении ее заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, для получения жилья в указанном порядке членам семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, необходимо наличие оснований для признания военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Из этого следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма истец могла приобрести при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, членом семьи которого она являлась, до его гибели (смерти).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
На момент увольнения ФИО8 с военной службы порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом ФИО2, Законом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса ФИО2 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО17 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО1 и ФИО2, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного ФИО17 народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО17 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности ФИО4 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Таким образом, законодательством, действовавшим на момент увольнения ФИО8 с военной службы, предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, при наличии общей продолжительности военной службы не менее 20 лет в календарном исчислении.
Следовательно, ФИО8 по причине наличия у него на момент увольнения с военной службы соответствующей выслуги приобрел право на получение жилого помещения в соответствии с положениями действовавшего тогда законодательства.
Как указывалось выше, ФИО8 и членам его семьи ДД.ММ.ГГГГ (до увольнения ФИО8 с военной службы) на основании ордера в пользование была предоставлена квартира по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Отметок о том, что данная квартира является служебной, ордер не содержит. Сторонами также не оспаривалось, что на момент предоставления квартиры она имела статус жилого помещения социального использования и не входила в состав специализированного жилищного фонда.
В тот период времени действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес> (утверждены <адрес> ФИО17 и Федерации профсоюзов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 285/31), согласно которым (п. 7.1) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не свыше 7,0 кв. метра (учетная норма).
ФИО8 и члены его семьи после предоставления им квартиры по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы (на каждого члена семьи ФИО8 приходилось по 10,05 кв.м жилой площади (40,2 : 4)).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Распоряжение N 286-р, которым внесены изменения в указанный Перечень, в него включен военный городок по адресу: <адрес>, <адрес>
Вместе с тем, присвоение военному городку статуса закрытого, само по себе не изменяет статуса квартиры, предоставленной истцу и членам ее семьи на условиях социального найма.
На момент принятия Правительством Российской Федерации Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 92 которого (ч. 2) предусматривает, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила).
Согласно п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Истцом не представлены доказательства того, что органом, осуществляющим управление жилищным фондом, в который входит квартира истца, было принято решение об изменении статуса этой квартиры и о ее включении в состав специализированных (служебных) жилых помещений. Представитель ответчика в судебном заседании факт принятия такого решения категорически отрицала.
Более того, пунктом 3 Правил установлен запрет на отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, занятых по договорам социального найма.
Следовательно, включение квартиры истца в состав служебных жилых помещений противоречило бы требованиям законодательства, действующего как в настоящее время, так и на момент присвоения военному городку статуса закрытого.
Кроме того, согласно ответу ФГОУ «Институт ФСБ России» на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ Институт владеет жилым домом по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> на праве оперативного управления, собственником является Российская Федерация. Квартира № ******, расположенная в указанном доме, относится к жилищному фонду социального использования и служебной не является.
Таким образом, суд считает установленным, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> была изначально предоставлена ФИО8 и членам его семьи на условиях социального найма, и в последующем статус этой квартиры как жилого помещения социального использования изменен не был.
Из этого следует, что государством его обязанность по обеспечению ФИО8 и членов его семьи жилым помещением была выполнена. Повторное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, членов их семей жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством о статусе военнослужащих, не предусмотрено.
Следует также отметить, что истец в настоящее время не является нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, так как на каждого из проживающих в квартире по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> приходится по 10,6 кв.м общей площади жилого помещения (63,60 : 6), что превышает установленную Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** учетную норму, составляющую 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного ФИО3 иска не имеется.
Требования ФИО3 не могли быть рассмотрены в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так как в данном случае истцом ставится вопрос о ее правах на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, в то время как по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма. Соответствующие разъяснения содержатся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований ФИО3 к федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» о признании решения незаконным, возложении обязанности, признании права – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова