8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения незаконным, возложении обязанности № 2-4116/2017 ~ М-3657/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

28.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.08.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФИО5,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просит:

- признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члену семьи умершего (погибшего) в период прохождения военной службы по контракту военнослужащего;

- обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащей ФИО1, умершей (погибшей) в период прохождения военной службы по контракту при нахождении на лечении.

В обоснование иска ФИО2 указал, что является сыном военнослужащей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. На момент смерти имела общую продолжительность военной службы 15 лет 1 месяц 14 дней. В настоящее время истец, а также его отец – ФИО4 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> № ******, <адрес>. Данное жилое помещение является служебным. Иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма истец не имеет. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование решения ответчик указал, что ФИО1, имея на момент смерти выслугу менее 20 лет, не подлежащая увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не могла быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения. Истец полагает указанное решение ответчика неправомерным, так как по смыслу действующего законодательства необходимым и достаточным условием возникновения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение жилого помещения является их признание нуждающимися в жилых помещениях или наличие оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях вообще. ФИО2 подпадает под указанные критерии, так как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что ответчиком отменено оспариваемое истцом решение, в настоящее время ответчик осуществляет проверку жилищных условий истца с целью установления того, является ли он нуждающимся в жилом помещении, нет препятствий для постановки его на учет. Сейчас ответчик истцу не отказывает в принятии на учет по основаниям, указанным в оспариваемом решении.

Истец ФИО2, третье лицо ФИО4, представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.

С учётом мнения представителя ответчика в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Судом установлено, что истец ФИО2 приходится сыном ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.

ФИО1 проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Исключена из списков личного состава войсковой части 31612 в связи со смертью, с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы ФИО1 составила 15 лет 01 месяц 14 дней.

На момент смерти ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес> № ******, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с ней в этой квартире были зарегистрированы ее сын ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ, бывший супруг ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 и ФИО2 сохраняют регистрацию в этом жилом помещении до настоящего времени. Квартира по адресу: <адрес>, <адрес> № ******, <адрес> была предоставлена в пользование ФИО4 на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 как члену семьи умершего военнослужащего старшего сержанта ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обосновании решения ответчик указал, что ФИО1 как заключившая первый контракт о прохождении военной службы после 01.0.1998, подлежала обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением, и в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением у ФИО1 могло возникнуть только при достижении общей продолжительности военной службы 10 лет и увольнении с военной службы по одному из установленных законом льготных оснований или при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, военнослужащая ФИО1 на момент гибели нуждающейся в получении жилого помещения не признавалась и не могла быть признана ввиду отсутствия для этого оснований.

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).

Таким образом, для получения жилья в указанном порядке членам семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, необходимо наличие оснований для признания военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Из этого следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма ФИО2 мог приобрести при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, членом семьи которого он являлся, до его гибели (смерти).

При этом тот факт, что до смерти ФИО1 не планировалось ее увольнение из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не имеет значения для разрешения спора.

По смыслу нормы пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от того, был ли военнослужащий представлен к увольнению по одному из трех перечисленных оснований. Основания увольнения, равно как и условие о продолжительности военной службы, предусмотрены названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

В связи с этим не могут быть признаны соответствующими закону изложенные в решении ответчика ДД.ММ.ГГГГ выводы относительно отсутствия у ФИО1 права на получение жилого помещения ввиду отсутствия общей продолжительности военной службы 20 лет, а также того, что она не была представлена к увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение № ******, которым ответчик отменил ранее принятое им решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в отношении ФИО2

Таким образом, в настоящее время отсутствует предмет спора – решение ответчика, которое истец просит признать незаконным. В связи с этим требование истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № ****** незаконным не подлежит удовлетворению.

Кроме того, при таких обстоятельствах не может быть удовлетворено и требование о возложении на ответчика обязанности принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Так, решение об отказе в постановке истца на учет, принятое по основанию отсутствия у ФИО1 права на получение жилого помещения ввиду отсутствия соответствующей выслуги, не представления ее к увольнению по одному из трех льготных оснований, ответчиком отменено. Сейчас, как следует из пояснений представителя ответчика, ответчиком осуществляется проверка жилищных условий истца, с целью выявления иных обстоятельств, препятствующих его принятию на учет.

В связи с этим, поскольку в настоящее время ответчиком вопрос о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не разрешен, суд не вправе возложить на ответчика обязанность принять истца на указанный учет. Иное противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации, так как в случае удовлетворения заявленного истцом требования суд фактически подменит собой уполномоченный жилищный орган исполнительной власти, на который возложены функции по разрешению вопроса о постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн