Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
29.05.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.05.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО3,
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО8,
третьего лица ФИО4,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, указанным в решении; признать за истцом право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации с учетом состава семьи; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях из фонда Министерства обороны Российской Федерации с учетом состава семьи.
В обоснование иска ФИО3 указала, что она является вдовой военнослужащего ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы. В настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>-2, <адрес>, предоставленном ФИО1 на период прохождения военной службы. Истец, будучи вдовой военнослужащего, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. Членами семьи истца являются ее дочь ФИО4 и внучка ФИО7 С ФИО4 истец проживает совместно и ведет с ней общее хозяйство. Упомянутым выше решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что истец обратилась за обеспечением социальными гарантиями по предоставлению жилого помещения, такие социальные гарантии предоставляются на предусмотренных законом основаниях. На момент гибели ФИО1, а также члены его семьи, на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли, права на обеспечение жильём по договору социального найма у военнослужащего не возникло. В отношении истца уполномоченным органом вынесено решение, которое оспаривается ею в настоящем деле. Согласно данному решению орган отказал в постановке на учет вдове военнослужащего ФИО3 и её члену семьи – ФИО4, в отношении иных лиц ничего не было указано.
Третье лицо ФИО4 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо ФИО11 надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.
С учётом мнения с учетом мнения истца, представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица ФИО4 и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица ФИО11, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО3 являлась супругой ФИО1, брак между ними заключен ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 12128 ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Смерть ФИО1 наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Общая продолжительность военной службы ФИО1 составила в календарном исчислении 11 лет 5 месяцев.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО3 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием документов, подтверждающих планируемое увольнение ФИО3 с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, отсутствием у ФИО1 до смерти права на обеспечение постоянным жилым помещением из фонда Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно решению, в дополнительном заявлении ФИО3 указала в качестве члена семьи ФИО9, которая не значится в личном деле военнослужащего ФИО1
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для дела, является наличие или отсутствие оснований у ФИО3 быть признанной нуждающейся в жилом помещении до гибели ее супруга-военнослужащего.
При этом тот факт, что до смерти ФИО1 не планировалось его увольнение из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не имеет значения для разрешения спора.
По смыслу нормы пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от того, был ли военнослужащий представлен к увольнению по одному из трех перечисленных оснований. Основания увольнения, равно как и условие о продолжительности военной службы, предусмотрены названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
Истец ФИО3, ее дочь ФИО4, внучка ФИО7 зарегистрированы по месту жительства по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>. Также в данном жилом помещении зарегистрирован несовершеннолетний ФИО2, который, как пояснила в судебном заседании ФИО4, был подопечным ФИО1
Указанная квартира была предоставлена ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В договор в качестве членов семьи нанимателя включены супруга ФИО3 и дочь ФИО5, 1992 года рождения, вместе с ними в договор найма включен опекаемый ФИО2, 2002 года рождения.
Как следует из материалов дела, у ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО2 в собственности жилых помещений не имеется. Права на недвижимое имущество не были зарегистрированы и за ФИО1
Таким образом, ФИО3, ФИО4, ФИО2 как на момент смерти ФИО1, так и в настоящее время обеспечены только служебным жилым помещением. Доказательств иного не представлено. Из этого следует, что истец, а также ФИО4 и ФИО2 на момент смерти ФИО1 являлись и являются сейчас нуждающимися в получении жилого помещения, и, соответственно, имели и имеют основания для признания их таковыми.
При таких обстоятельствах оспариваемое истцом решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным.
ФИО3 просит признать за ней право на получение жилого помещения с учетом состава семьи, а также принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом состава семьи.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 69, 31) и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Таким образом, вместе с ФИО3 как вдовой военнослужащего ФИО1 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях могут только лица, которые являлись членами семьи самого ФИО1
Как указывалось выше, ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, <адрес>. В этот договор в качестве членов семьи нанимателя ФИО1 были включены его супруга ФИО3, дочь ФИО4, а также опекаемый ФИО2 Именно данные лица, до настоящего времени зарегистрированные по месту жительства в указанной квартире, подлежат постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений вместе с истцом.
Внучка ФИО1 – ФИО7 – не была включена в указанный договор найма. При этом она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>. Однако сама по себе регистрация ФИО7 по месту жительства по указанному адресу не может свидетельствовать о том, что она являлась членом семьи ФИО1, проживала совместно с ним в указанной квартире, была вселена в данную квартиру именно в качестве члена семьи ФИО1, ФИО1 участвовал в ее воспитании и содержании.
В связи с этим за ФИО3 в настоящее время может быть признано право на получение жилого помещения на состав семьи из трех человек: на саму ФИО3, ФИО4, ФИО2
Вместе с тем, заинтересованные лица не лишены возможности разрешить вопрос о признании ФИО7 членом семьи ФИО1 в судебном порядке.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных истцом к Министерству обороны Российской Федерации, суд отказывает, так как полномочия по разрешению вопроса о признании военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений по договору социального найма Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** возложены на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
иск ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Признать за ФИО3 право на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из трех человек: на ФИО3, ФИО4, ФИО2.
Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях из фонда Министерства обороны Российской Федерации с составом семьи из трех человек: ФИО3, ФИО4, ФИО2.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения из фонда Министерства обороны Российской Федерации, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова