Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
24.07.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.07.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО7,
третьего лица ФИО6,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании решения незаконным, признании права на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по <адрес>, в котором просит признать не соответствующим закону решение комиссии ГУ МЧС России по <адрес> по учету военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 07.02.2017, оформленное протоколом № ******, об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за ФИО1 право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска ФИО1 указала, что является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходит службу в ГУ МЧС России по <адрес> в должности старшего инспектора отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения в специальном звании капитан внутренней службы. Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет более 10 лет. Считая себя нуждающейся в улучшении жилищных условий, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортом в единую жилищную комиссию по учету военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) (далее – жилищная комиссия) для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вместе с рапортом истец представила пакет необходимых документов. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № ******) истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, поскольку сын истца ФИО3 является также членом семьи своего отца ФИО6, ФИО4 и ФИО6 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, и в связи с этим ФИО3 вправе также претендовать на половину доли ФИО6 в указанном жилом помещении. С таким решением жилищной комиссии истец не согласна. Членами ее семьи являются двое ее несовершеннолетних детей – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На долю истца в вышеуказанной квартире (2/3) приходится 42,6 кв.м общей площади жилого помещения, соответственно, на каждого члена семьи истца – по 14,2 кв.м общей площади, что менее установленной учетной нормы в размере 15 кв.м. Довод жилищной комиссии о том, что ФИО3 вправе претендовать на половину доли его отца в указанной квартире, несостоятелен. При принятии решения о постановке на учет сотрудника для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подлежат учету только жилые помещения, находящиеся в собственности сотрудника и(или) членов его семьи. У детей истца в собственности жилых помещений не имеется.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что с отцом ее сына – ФИО6 она в браке не состоит. ФИО6 зарегистрирован вместе с истцом и ее детьми по адресу: <адрес>, однако не проживает и никогда не проживал в этом жилом помещении. В данной квартире проживают только истец и ее дети. Квартира состоит из трех жилых изолированных комнат. Две комнаты занимают истец и ее дети, третья комната не оборудована для проживания, используется для хранения вещей истца и ее детей, а также для хранения вещей ФИО6 Комнаты в квартире не закрываются на ключ. Между истцом и ФИО6 имеется устная договоренность, что истец и ее дети занимают в <адрес> комнаты. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении указанной квартиры начисляется исходя из четырех проживающих. Истец считает, что ФИО3 не является членом семьи ФИО6 Решение о лишении ФИО6 родительских прав или об ограничении его родительских прав в отношении ФИО3 судом не принималось.
Представитель ответчика ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что жилищной комиссией ГУ МЧС России по <адрес> было принято решение отказать ФИО1 в постановке на учет как несоответствующей требованиям пп. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как семья ФИО1 обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 15 кв.м. Основанием для отказа является то, что сын ФИО1 – ФИО3 является членом семьи собственников жилого помещения ФИО1 и ФИО6 и может претендовать на половину доли ФИО6 Соответственно, у истца и членов ее семьи отсутствует нуждаемость в получении жилого помещения.
Третье лицо ФИО6 поддержал исковые требования, а также пояснения истца. Указал, что по смыслу жилищного законодательства его сын ФИО3 не является членом его семьи, поскольку они не проживают в одном жилом помещении. Оснований делать вывод о том, что ФИО3 вправе претендовать на долю ФИО6 в праве собственности на квартиру, не имеется. ФИО6 проживает в квартире родителей по адресу: <адрес>.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходит службу в ГУ МЧС России по <адрес>. Общая продолжительность службы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 10 лет 3 месяца 19 дней.
В настоящее время действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона он регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 786) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в жилищную комиссию ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
По результатам рассмотрения этого заявления жилищная комиссии ГУ МЧС России по <адрес> приняла решение (оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № ******), которым ФИО1 было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как несоответствующей требованиям пп. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ввиду обеспеченности семьи ФИО1 общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на каждого члена семьи.
Частью 5 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369) при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 принадлежит 2/3 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 63,9 кв.м. 1/3 доля в праве собственности на эту квартиру принадлежит ФИО6
В квартире по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы: ФИО1, ФИО6, дочь ФИО1 – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также сын ФИО1 и ФИО6 – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По утверждению ФИО1 и ФИО6, последний фактически не проживает в квартире по адресу: <адрес> не является членом семьи ФИО3 по смыслу жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из указанной нормы процессуального закона с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию того факта, что ФИО3 не является членом семьи ФИО6, лежит на истце ФИО1, ссылающейся на данное обстоятельство в подтверждение того, что ее сын не вправе претендовать на общую площадь жилого помещения, приходящуюся на долю его отца ФИО6, что, по мнению истца, должно свидетельствовать об обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты ее и членов ее семьи менее 15 кв. м.
Между тем таких доказательств ФИО1, как видно из материалов дела, не представлено.
При этом необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Причем в соответствии с положениями ст. 3 упомянутого выше Закона место жительства пока не доказано иное определяется по сведениям именно регистрационного учета, которые удостоверяют факт соответствующего свободного волеизъявления гражданина, зафиксированного в административном порядке.
В данном случае доказательств иного, а именно того, что ФИО6 действительно не проживает по месту своей регистрации, не представлено. Кроме того, как пояснила в судебном заседании истец, а также следует из представленной ответчиком информации по лицевому счету, начисления по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении квартиры по адресу: <адрес> осуществляются исходя из четырех проживающих в квартире граждан.
Таким образом, жилищная комиссия ГУ МЧС России по <адрес> вполне обоснованно исходила из того, что ФИО3, будучи сыном ФИО6, зарегистрированный вместе с ним в одном жилом помещении, является членом семьи ФИО6, в том числе, по смыслу и жилищного законодательства. Следовательно, малолетний ФИО3 был вселен в квартиру по адресу: <адрес> не только как член семьи ФИО1, но и как член семьи ФИО6 и в связи с этим приобрел право пользования как общей площадью квартиры, приходящейся на долю ФИО1, так и общей площадью квартиры, приходящейся на долю ФИО6
В связи с этим расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца необходимо производить исходя из общей площади квартиры по адресу: <адрес>, приходящейся на долю истца (2/3), а также половины общей площади этой же квартиры, приходящейся на долю ФИО6 (1/3), право пользования которой имеет ФИО3 как член семьи ФИО6
При таком расчете ((63,9 кв.м (общая площадь квартиры) х 2/3 (доля ФИО1 в праве собственности на квартиру) : 3 (количество членов семьи ФИО1) + 63,9 кв.м (общая площадь квартиры) х 1/3 (доля ФИО6 в праве собственности на квартиру) : 2 (количество членов семьи ФИО6) : 3 (количество членов семьи ФИО1) обеспеченность общей площадью на одного члена семьи истца составляет 17,75 кв. м, что больше установленной п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» учетной нормы - 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах у ФИО1 не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы, следовательно, жилищной комиссией ГУ МЧС России по <адрес> правомерно было отказано в принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Следовательно, оснований для признания указанного решения ответчика незаконным, признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты, возложения на ответчика обязанности принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты – не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании решения незаконным, признании права на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова