8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения незаконным, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях № 2-3878/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

21.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.08.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит признать его, с учетом членов его семьи – супруги ФИО1 и сына – ФИО2, нуждающимся в предоставлении жилого помещения на семью по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета; обязать ответчика принять ФИО5 с учетом членов его семьи ФИО1 и ФИО2 на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства, с 14.04.1998; признать незаконным решение территориального отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

В обоснование иска ФИО5 указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 10 лет 8 месяцев 19 дней. Перед увольнением с военной службы истец в установленном законом порядке обратился по месту службы к командиру войсковой части 01276 с рапортом о предоставлении ему жилого помещения в избранном месте жительства. В связи с увольнением с истцом была проведена беседа, в ходе которой он был введен командованием в заблуждение, что жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации будет обеспечен после увольнения. Собственниками жилых помещений ни истец, ни члены его семьи не являются. Так как истец не был обеспечен жилым помещением, он обратился в территориальное отделение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу было отказано в принятии на учет. Решение ответчика истец считает неправомерным, нарушающим его жилищные права, так как истец в полном объеме выполнил требования законодательства, действующего на момент его обращения спорному вопросу. Отсутствие надлежащих мер со стороны командования части или уполномоченного органа не может являться основанием для ограничения прав истца, в настоящее время уволенного с военной службы.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации истец мог приобрести только в том случае, если он до увольнения с военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на соответствующий учет. Доказательства обращения истца с рапортом к командиру войсковой части и принятия какого-либо решения о признании истца нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на соответствующий учет истцом не представлены. Из послужного списка следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Казахстане. Этот период времени не должен входить в общую продолжительность военной службы истца. С учетом этого, у истца выслуга лет может составлять менее 10. Истцом пропущен срок исковой давности, так как с момента увольнения до подачи в суд иска прошло 18 лет. Члены семьи истца – супруга и сын – не являются гражданами Российской Федерации, в то время как на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, иностранные граждане не могут быть приняты.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.

С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО5 проходил военную службу в Вооруженных силах ФИО3 и Вооруженных силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части 01276 с ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения общая продолжительность военной службы истца составила 10 лет 8 месяцев 19 дней в календарном исчислении.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику Барнаульского отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении, принять его на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес>, вместе с супругой ФИО1 и сыном ФИО2

Решением начальника территориального отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что в период прохождения военной службы истец не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, не состоял и не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, обратился с заявлением о постановке на учет через 18 лет после исключения его из списков личного состава войсковой части.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом ФИО4, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом ФИО6 обороны ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте»), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 193),

В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса ФИО4 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО10 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО3 и ФИО4, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО4. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного ФИО10 народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносились на основании решений командиров воинских частей. При этом согласно п.п. 1,6 Положения о жилищных комиссиях (Приложение № ****** Положению), в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии. На жилищную комиссию воинской части возлагается обязанность по рассмотрению списков и проверке жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы вышеуказанным нормам, которыми предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с принятием приказа ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившего Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, а впоследствии в связи со вступлением в силу приказа ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утвердившего Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, которая действует в настоящее время.

В ходе рассмотрения настоящего дела суду были представлены доказательства принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы.

В ответ на судебный запрос войсковой частью 52929 направлены архивная копия из автоматизированной базы КЭЧ «Учет» списка военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилой площади по месту прохождения военной службы в войсковой части 01276, на ДД.ММ.ГГГГ и архивная копия из автоматизированной базы КЭЧ «УЧЕТ» списка на ДД.ММ.ГГГГ.

В списке нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части 01276 на ДД.ММ.ГГГГ значится в качестве бесквартирного ФИО5, дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.

В списке нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части 01276 на ДД.ММ.ГГГГ истец не указан.

Согласно справке войсковой части 01276 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО5 при прохождении службы в указанной войсковой части был признан нуждающимся в жилом помещении.

Как следует из представленной истцом фотокопии ответа войсковой части 52929, бывший военнослужащий Гарнизона ЗАТО Сибирский войсковой части 01276 ФИО5 был признан нуждающимся в получении жилой площади по месту прохождения военной службы в войсковой части 01276 с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи три человека. ФИО5 снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы в войсковой части 01276 в связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из перечисленных документов следует, что истец был признан нуждающимся в жилом помещении в период прохождения им военной службы.

При этом тот факт, что истец не указан в списке военнослужащих войсковой части 01276, нуждающихся в жилплощади, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а в названном ответе войсковой части указано о снятии истца с учета, с достоверностью не подтверждает того, что истец действительно был снят с учета. Допустимых доказательств снятия истца с учета, в частности, протокола заседания жилищной комиссии войсковой части, не представлено. Также не представлены доказательства, что истец извещался жилищной комиссией либо командиром войсковой части о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Следует также отметить, что такое основание снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях как увольнение с военной службы и не было предусмотрено вышеуказанными нормативными правовыми актами, которые регламентировали порядок учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такое основание не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, которая действует в настоящее время.

Более того, истец, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, не мог быть исключен без его согласия из списка очередников на получение жилых помещений, согласно ч. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Возражения представителя ответчика о том, что истец не имеет соответствующей выслуги лет по причине прохождения им военной службы в Казахстане с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период подлежат отклонению.

Согласно послужному списку истца он проходил военную службу в <адрес> <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был установлен срок переходного периода до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 62 этого же Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик ФИО3), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.

В силу п. 1 ст. 57 Закона Российской Федерации (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О воинской обязанности и военной службе» в переходный период до принятия нормативных актов Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Законом, сохраняют свою силу до полной отмены уполномоченными на то органами соответствующие нормативные акты, действовавшие в ФИО3, ФИО4, Российской Федерации, а также нормативные акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых Государств до образования пограничных войск Российской Федерации, - в части, не противоречащей указанному Закону и принятым на его основании нормативным актам.

ДД.ММ.ГГГГ Верховным Советом Российской Федерации принято Постановление «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» N 4983-1, пунктом 5 которого было определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формированиях ФИО3 и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего ФИО3, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до ДД.ММ.ГГГГ при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

В силу подп. "в" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после ДД.ММ.ГГГГ (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ).

Российская Федерация и <адрес> являются участниками Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (заключено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Статьей 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.

Во исполнение Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Заключено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ)

Статей 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что военнослужащие и члены их семей при переводе для дальнейшего прохождения военной службы в другое государство обеспечиваются жилыми помещениями по нормам и в порядке, установленном законодательством государства-участника, в которое они прибывают.

Таким образом, с учетом положений приведенных нормативных правовых актов период прохождения истцом военной службы на территории Казахстана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету при определении общей продолжительности военной службы истца в целях разрешения вопроса о его праве на получение жилого помещения.

Более того, указанный период составляет 8 месяцев и 14 дней, а потому даже при его исключении общая продолжительность военной службы истца будет превышать 10 лет (будет составлять 10 лет 5 дней).

При таких обстоятельствах, учитывая, что материалы дела не содержат сведений о наличии у истца в собственности жилого помещения, суд полагает обоснованными требования истца о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в постановке истца на учет.

Кроме того, суд полагает подлежащим удовлетворению и требование истца о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета, а также требование о возложении на ответчика обязанности принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства.

Так как в списке нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части 01276 на ДД.ММ.ГГГГ день постановки на учет истца указан как ДД.ММ.ГГГГ, истец подлежит включению в реестр с указанного дня.

Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, была возложена на федеральные органы исполнительной власти Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 8 ст. 100 указанного Федерального закона внесены соответствующие изменения в п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Эти изменения согласно п. 1 ст. 155 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная обязанность была возлагалась на органы местного самоуправления.

Согласно материалам дела, ФИО5 состоит в Администрации ЗАТО Сибирский на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истец поставлен на учет органом местного самоуправления не как гражданин, уволенный с военной службы, то есть не для получения жилья в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, истец принят на этот учет уже после увольнения с военной службы.

В связи с этим постановка на учет истца для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО <адрес> не может расцениваться как доказательство исполнения государством обязательства по обеспечению истца жилым помещением согласно положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих». Соответственно, это обязательство нельзя считать исполненным. И поскольку сейчас в соответствии Приказом ФИО6 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 уполномоченным жилищным органом данного ведомства является Департамент жилищного обеспечения, действующий через специализированные организации, включая ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, последнее является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.

Доводы ответчика о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Поскольку истец был включен в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, доказательств уведомления его об исключении из этих списков не представлено, он, вплоть до принятия ответчиком оспариваемого решения вправе был считать себя состоящим на указанном учете. Следовательно, о нарушении своих прав истец мог узнать только в 2016 году, когда ответчиком было принято решение об отказе в принятии его на учет. В суд с иском ФИО5 обратился ДД.ММ.ГГГГ, до истечения трехлетнего срока исковой давности.

В то же время заслуживают внимания доводы истца о том, что супруга и сын истца не могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно материалам дела, супруга истца ФИО1, сын истца ФИО5 ФИО13. не имеют гражданства Российской Федерации, являются гражданами Республики Узбекистан.

Нормы, регламентирующие жилищные права иностранных граждан, содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, статьей 4 которого установлено, что положения данного Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено этим Кодексом или другим федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Таким образом, ФИО1 и ФИО5 ФИО12 не будучи гражданами Российской Федерации, не приобрели право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма.

При этом брак между ФИО5 и ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ФИО1 не являлась членом семьи истца на момент его перевода для прохождения военной службы из Казахстана в Российскую Федерацию, ни на момент его увольнения с военной службы. Сын истца ФИО5 ФИО14 родился ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим требования истца в части признания его нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи, включающим ФИО1 и ФИО2, о возложении на ответчика обязанности принять на учет вместе с истцом также и указанных лиц не подлежат удовлетворению.

ФИО5 в качестве ответчика указал также территориальное отделение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес>. Между тем, территориальное отделение является только структурным подразделением ответчика, не имеет статуса юридического лица, не обладает гражданской правоспособностью, а потому не может участвовать в деле в качестве стороны.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

иск ФИО5 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО5 на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Признать ФИО5 нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительству за счет средств федерального бюджета.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять ФИО5 на учет в нуждающихся в жилых помещениях и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова