Дело № 2-6182/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в соста-ве:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарифуллина А.М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шарифуллин А.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее по тексту – УФСИН по РТ), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РТ (далее по тексту - УФСИН России по РТ) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту – ФСИН России) о признании решения комиссии незаконным. В обоснование иска указано, что истец, 20.02.1973 г.рождения, пенсионер уголовно-исполнительной системы, 17.12.2013 обратился к Директору ФСИН России через Территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства России от 24 апреля 2013 года №369. Уволен из УИС 31.10.2014. На учете по улучшению жилищных условий не состоял. Выслуга лет в календарном исчислении более 22 лет. Истцом представлены документы на состав семьи 5 человек: Истец, супруга - ФИО3, ....рождения, дочь - ФИО4, ... г.рождения, сын - ФИО5, ... г.рождения, дочь - ФИО6, ... г.рождения. Истец с 1999г. и дети с рождения по настоящее время имеют постоянную регистрацию, супруга временную - с 12.12.2013 по 12.12.2014г.г., в жилом помещении (комната), общей площадью 18,2 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности истцу и его детям по 1/4 доле в праве каждому. Супруга заявителя с 2001 г. по настоящее время постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 42,7 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем матери супруги истца ФИО15 на праве собственности. По данному адресу представлен финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, согласно которым на указанной жилой площади постоянно зарегистрировано 2 человека. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемым по договорам социального найма на территории России Шарифуллин A.M. и члены его семьи не имеют. Протоколом ФСИН России №83 от 08.12.2015 Шарифуллин A.M. поставлен составом семьи 4 человека (истец и дети) на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17.12.2013г. Рапортом от 05.05.2016 заявитель направил второй пакет документов на выплату. Согласно копии паспорта супруга заявителя с 07.11.2014 по настоящее время зарегистрирована по адресу: .... Представлен ФЛС и выписка из домовой книги, подтверждающие совместную регистрацию супруги с заявителем и детьми (всего постоянно зарегистрировано 6 человек). Однако вместо выплаты ФСИН России 05.05.2017 исх. № ог-20-16422 направил заявителю выписку из протокола ФСИН России №76 от 04.10.2016 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты. Решение вынесено на основании п. «б» п. 15 Правил, утверждённых постановлением Правительства России от 24 апреля 2013 года №369. ФСИН России счел ре-гистрацию супруги на постоянной основе по месту жительства заявителя намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Истец с указанным Решением от 04.10.2016 не согласен, считает его неза-конным и необоснованным.
Согласно п. «б» п. 15 Правил, утверждённых постановлением Правитель-ства России от 24 апреля 2013 года №369:
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника).
Из указанного следует, что ФСИН России снял с учета истца в связи с тем, что он на постоянной основе зарегистрировал (вселил) в жилое помещение, где проживает с детьми, свою супругу - мать своих детей. В обосновании позиции ФСИН России ссылается на норму права, которая прямо указывает, что вселение супруги в жилое помещение не является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Истец просит признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установленных законодатель-ством Российской Федерации, членам их семей и гражданам России, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или стро-ительства жилого помещения от 04.10.2016 о снятии с учета Шарифуллина А.М., 20.02.1973 г.рождения, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шарифуллина А.М., ....рождения с 17.12.2013г. в составе семьи 5 (пять) человек:
Шарифуллин А.М., ... г.рождения - истец;
ФИО3, ....рождения - супруга;
ФИО4, ... г.рождения - дочь;
ФИО5, ... г.рождения - сын;
ФИО6, ... г.рождения - дочь.
Истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков УФСИН по РТ и ФСИН России в судебном заседании иск не признал.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив доказательства, имею-щиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
В соответствии с п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого по-мещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом нарко-тических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее по тексту – Правила) указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 5 Правил 5. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно про-живающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строи-тельства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, под-тверждающие невозможность их получения;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Судом установлено, что истец, ... г.рождения, пенсионер уголовно-исполнительной системы, Уволен из УИС 31.10.2014. Выслуга лет в календарном исчислении более 22 лет.
17.12.2013 истец обратился к Директору ФСИН России через Территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства России от 24 апреля 2013 года №369. Истцом представлены документы на состав семьи 5 человек: истец, супруга - ФИО3, 07.01.1978г.рождения, дочь - ФИО4, ... г.рождения, сын - ФИО5, ... г.рождения, дочь - ФИО6, ... г.рождения.
Истец с 1999г. и дети с рождения по настоящее время имеют постоянную регистрацию, супруга временную - с 12.12.2013 по 12.12.2014г.г., в жилом помещении (комната), общей площадью 18,2 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности истцу и его детям по 1/4 доле в праве каждому.
Супруга заявителя с 2001 г. по настоящее время постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 42,7 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем матери супруги - ФИО15 на праве собственности. По данному адресу представлен финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, согласно которым на указанной жилой площади постоянно зарегистрировано 2 человека. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемым по договорам социального найма на территории России Шарифуллин A.M. и члены его семьи не имеют.
Протоколом ФСИН России №83 от 08.12.2015 Шарифуллин A.M. составом семьи 4 человека (истец и дети) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17.12.2013г.
Рапортом от 05.05.2016 заявитель направил второй пакет документов на выплату. Согласно копии паспорта супруга заявителя с 07.11.2014 по настоящее время зарегистрирована по адресу: .... Представлен ФЛС и выписка из домовой книги, подтверждающие совместную регистрацию супруги с заявителем и детьми.
ФСИН России 05.05.2017 исх. № ог-20-16422 направил заявителю выписку из протокола ФСИН России №76 от 04.10.2016 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение вынесено ФСИН России счел регистрацию супруги на постоянной основе по месту жительства заявителя намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Принимая решение о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, Комиссия ФСИН России сослалась на п. «б» п.15 Правил, утверждённых постановлением Правительства России от 24 апреля 2013 года №369. Из пояснений представителя ответчиков следует, что Комиссия усмотрела в действиях истца намеренное ухудшение жилищных условий, исходя из того, что супруга истца с 2001г. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 18,2 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности ее матери ФИО15, согласно копии ее паспорта, представленной вместе с рапортом от 05.05.2016г., супруга истца с 07.11.2014г. постоянно зарегистрирована по адресу: ....
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения су-пруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к со-стоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
В силу приведенной выше правовой нормы вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его супруги, мотивированное любыми причинами, не может расцениваться как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет (снятия с учета) для получения единовременной социальной вы-платы.
В данном случае, снятие супруги истца с регистрационного учета по месту жительства матери по адресу: ... и ее их регистрация в комнате по адресу: ... не преследовало собой цели совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, подпадающих под ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 238-ФЗ, а являлось соблюдением требований о снятии с регистрации по месту жительства, как последствие реализации своих жилищных прав, установленных законом, выразившихся в отказе от членства в семье своих родителей применительно к ЖК РФ и, как следствие, права на их жилую площадь, в связи с наличием своей семьи.
При установленных судом обстоятельствах, суд считает незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 04.10.2016 г. о снятии Шарифуллина А.М. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах на Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежит возложению обязанность поставить Шарифуллина А.М. в составе семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Одновременно, в интересах законности суд считает, что указание на срок постановки на учет для получения единовременной социальной субсидии, будет неправомерным, поскольку вопрос выплаты субсидии решается ответчиком после постановки на учет и не зависит от времени написания заявления.
Управление ФСИН по РТ подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 04.10.2016 г. о снятии Шарифуллина А.М. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Шарифуллина А.М. в составе семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан от гражданско-правовой ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.З ы б у н о в а