Дело №2-1704/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колокиной А.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании решения № 45 от 24.11.2016г. незаконным и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Колокина А.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее по тексту – МО и науки РТ) о признании решения № 8 от 30.03.2016г. незаконным и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указано, что Истец является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей: Решением Московского районного суда от 22 мая 2000 г. мать истца лишена родительских прав в связи уклонением от воспитания и содержания детей, в связи с хроническим алкоголизмом. Отца не было. Постановлением Главы Администрации Московского района № 563 от 11.06.1999г. истцу назначен опекун, закреплена жилая площадь месту жительства площадью менее учетной нормы. На момент установления опеки в 1999 году в закрепленном жилом помещении по адресу: ... общей площадью 65,3 кв.м. проживало 8 человек: (мать-ФИО3 ... года рождения, дети: ФИО4 ... года рождения, ФИО5 ... года рождения, ФИО6 ... года рождения, ФИО7 ... года рождения, Коробова Анастасия Александровна ... года рождения, ФИО9 ... года рождения, внучка: ФИО10 ... года рождения. До 01.01.2013 года истец была лишена права на обращение за мерами социальной поддержки, так как в редакции закона № 159 ФЗ, действовавшей до 01.01.2013 г. социальная поддержка распространялась только на лиц из числа детей сирот, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, к такой категории истец не относилась, поскольку имела на основании договора социального найма жилье менее учетной нормы, с 2006 года жилье менее учетной нормы в общей долевой собственности. С 01.01.2013 года в связи с изменением законодательства социальная поддержка распространилась на лиц, из числа детей сирот, чье жилое помещение менее учетной нормы, к таким лицам истец относится, но к моменту принятия закона в новой редакции истцу исполнилось 23 года. Закрепление и сохранение за истцом жилья менее учетной нормы органами опеки и попечительства, при действующей в то время редакции закона объективно лишало истца возможности постановки на учет в качестве ребенка - сироты, имеющего право на социальное жилье до 23 лет. При обращении в орган опеки и попечительства в 2005 году Опекуну указали на отсутствие правовых оснований для предоставления жилья детям в связи с закреплением площади, подтвердив, что истец принят на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, что подтверждается справкой от 24 июня 2005 г. Таким образом, пропуск истцом срока на обращение о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, был связан с невозможностью такого обращения при наличии закрепленного за ним жилого помещения.
Поскольку истица свое право на жилье не реализовала, закон в новой редакции в отношении истицы имеет обратную силу. Нововведения, позволившие истцу воспользоваться социальной поддержкой по обеспечению жильем, распространяют свое действие на истца, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу нововведения не реализовала. Истец просит отменить решение МО и науки РТ об отказе Колокиной А.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать МО и науки РТ включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истец в судебное заседание не явилась.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец родилась ... Решением Московского районного суда г.Казани от 22 мая 2000 г. мать истца ФИО3, являясь матерью – одиночкой, лишена родительских прав в отношении истца. Постановлением Главы Администрации Московского района № 563 от 11.06.1999г. истцу назначен опекун ФИО4 и за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: ..., площадью 63,5 кв.м. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 16.12.2005г. истец является собственником 1/7 доли в праве на указанное жилое помещение, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 26.02.2006г.
08 ноября 2016 года истец обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с просьбой, чтобы его включили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
24.11.2016г. решением №8 Министерства образования и науки РТ истцу было отказано во включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с достижением возраста 23 лет.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Суд считает, что в удовлетворении иска должно быть отказано по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании пп. 3 п. 4 ст. 8 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом действие положений статьи 8 указанного Закона в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, с достижением совершеннолетия (18 лет) и до достижения возраста 23 лет лица из указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в вышеназванном Законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истец, как следует из материалов дела, признана не была. На момент обращения истца в МО и науки РТ ее возраст составлял 28 лет и в настоящее время она не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ, поскольку до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления или суд не обращалась. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право.
Объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган, по вопросу постановки на учет в установленный законом срок не представлено.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
С учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, принимая во внимание, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигшая возраста 28 лет и не вставшая на учет до достижения 23 лет, утратила и причин, объективно препятствующих обращению в компетентные органы до достижения 23 лет судом не установлено, доводы истца о наличии закрепленного за ней жилого помещения, общая площадь жилого помещения которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, не имеет в настоящее время юридического значения, т.к. субъективное материальное право на социальную защиту в соответствии с Федеральным законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года она утратила еще в 2011г., в связи достижением возраста 23 лет.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Колокиной А.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании решения № 45 от 24.11.2016г. незаконным и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова