Дело № 2-1772/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Солдатовой С.В.,
при секретаре Волковой А.Д.,
с участием истца Рыжиковой Т.В., представителя ответчика Чумаковой К.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Рыжиковой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рыжиковой Т.В. к муниципальному казенному учреждению «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании распоряжения Главы А. неправомерным и обязании в восстановлении на учет нуждающихся по улучшению жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Рыжикова Т.В. обратилась в суд с иском к МКУ «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании распоряжения Главы А. неправомерным и обязании в восстановлении на учет нуждающихся по улучшению жилищных условий. В обоснование исковых требований указано, что истец в 2001 году с семьей вынужденно переехала из Казахстана в <адрес> на постоянное место жительства. В 2002 году истец и ее дочь Рыжикова Н.Г. получили статус вынужденного переселенца и были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 году дочь Рыжикова Н.Г., как сотрудник УФМС России по РТ, подала документы в А. <адрес> на постановку на учет для заключения договора социальной ипотеки. Комиссия вынесла положительный результат и в феврале 2009 года дочерью истца заключен договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ с государственным жилищным фондом при Президенте РТ. Основным условием для участия в выборе квартире являлось наличие на номере учетного дела программы определенной суммы, а именно: на одного члена семьи положено 33 кв.м., однокомнатные квартиры, строящиеся по социальной ипотеке, больше данной площади. Для участия в выборе, если площадь превышает установленный норматив, необходимо оплатить разницу по рыночной стоимости квадратного метра, которая на тот период составляла 42900 руб. Для участия в выборе квартиры, необходимо было наличие на счету порядка 350000 руб. Для вложения средств дочери пришлось взять кредит, но сумма кредита была недостаточной, в связи с чем, в договор социальной ипотеки включена и Рыжикова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан протокол участия и выбора будущей собственной квартиры и примерный график внесения суммы задатка, обеспечивающего приобретение права оформления в собственность выбранной будущей собственной квартиры. Истец является пенсионером и внесение задатка осуществляла ее дочь. Статус вынужденного переселенца был предоставлен на 5 лет и впоследствии ежегодно продлевался. В феврале 2017 года в А. истцом были предоставлены выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет, выписка из ЕГРН. Истцу было выдано заявление к правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», которое было заверено у нотариуса и оригинал представлен в А.. Комиссия, рассмотрев документы, вынесла решение о снятии истца и дочери с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и об отказе в подтверждении нуждаемости на основании распоряжения Главы А. от ДД.ММ.ГГГГ №р. Закрепленная за истцом и ее дочерью квартира не является их собственностью и за эту квартиру им необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ выплатить сумму в размере 1597677,3 руб. Постановка на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий в статусе «вынужденный переселенец» в случае получения жилищного сертификата предполагалось использовать данный сертификат для покрытия социальной ипотеки с последующим оформлением данной квартиры в собственность. В связи с чем, истец просит признать распоряжение Главы А. К. и <адрес>ов ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р неправомерным и не подлежащим применению, обязать ответчика восстановить истца и ее дочь в статусе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в статусе «вынужденный переселенец» с включением в сводный список по району и РТ на получение жилищного сертификата в 2017-2018гг.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснила, что квартира, выбранная по договору социальной ипотеки, не является ее собственностью и не предоставлена по договору социального найма, поэтому законных оснований для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется. Квартира полностью не оплачена, имеется задолженность. Поскольку она является вынужденным переселенцем, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактически лишает ее права на получение государственного жилищного сертификата. Указала также, что имеет регистрацию по адресу: <адрес>, а фактически проживает с дочерью в <адрес>, предоставленной по социальной ипотеке.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признала и пояснила, что Рыжикова Н.Г. семьей в составе двух человек, в том числе мать Рыжикова Т.В., в 2008 году принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ истец и ее дочь Рыжикова Н.Г. осуществили выбор квартиры по системе социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ получили предварительный протокол, ДД.ММ.ГГГГ - окончательный, в связи с чем, Рыжикова Т.В. утратила основания для получения жилья. В базе НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Рыжикова Н.Г. значится по категории - работник бюджетной сферы и организация ставящая на учет - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ».
Третье лицо Рыжикова Н.Г. исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным
В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
На основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
На основании части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.
В соответствии с пунктом 3 Правил, вынужденный переселенец для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда (далее - учет) лично подает в территориальный орган заявление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием в нем своих несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца.
Из пункта 10 Правил следует, что решение о предоставлении вынужденному переселенцу (его несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца) жилого помещения фонда принимается территориальным органом, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, на основании заявления вынужденного переселенца, состоящего на учете, о предоставлении жилого помещения фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, согласно которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из пункта 16 Правил следует, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 904-О-О, Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I "О вынужденных переселенцах" предоставляет вынужденному переселенцу возможность самостоятельно выбирать способ жилищного обустройства, используя при этом тот или иной вид государственной помощи; выплата вынужденному переселенцу по его просьбе денежной компенсации не лишает его возможности дальнейшего улучшения жилищных условий на основе норм жилищного законодательства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из статьи 2 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>" (принят ГС РТ ДД.ММ.ГГГГ) следует, что правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан.
Согласно статье 3 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>" (принят ГС РТ ДД.ММ.ГГГГ) в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в <адрес>" (принят ГС РТ ДД.ММ.ГГГГ) гражданам в <адрес> в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки:
1) получение жилья с различным уровнем оплаты первоначального взноса;
2) рассрочка платежей за полученное жилье на период до 28,5 лет;
3) возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и (или) продукцией личного подсобного хозяйства;
4) предоставление невыкупленной части жилья в наем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья);
5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
Судом установлено, что Рыжикова Т.В. и ее дочь Рыжикова Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ являются вынужденными переселенцами (т.1 л.д.25-42), в настоящее время их статус не изменился, продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
С 2001 года истец, ее муж Сапко А.А. и дочь Рыжикова Г.Н. были зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.277).
ДД.ММ.ГГГГ между Рыжиковой Н.Г. и Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан заключен договор социальной ипотеки № (т.1 л.д.46).
ДД.ММ.ГГГГ Рыжикова Т.В. обратилась в МКУ «А. <адрес> ИК МО <адрес>» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в качестве вынужденного переселенца в улучшении жилищных условий в составе трех человек (т.1 л.д.275).
Решением начальника отдела учета и распределения жилья А. <адрес> ИК МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Рыжикова Т.В. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья за № с семьей в составе трех человек (т.1 л.д.251).
ДД.ММ.ГГГГ муж истца Сапко А.А. умер (т.1 л.д.212).
Согласно выписке из домовой книги с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Рыжикова Т.В. и ее дочь зарегистрированы по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей Кондрушиной Н.Г. (т.1 л.д.151).
ДД.ММ.ГГГГ между Рыжиковой Н.Г. и Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан заключен договор социальной ипотеки, в ходе реализации которого Рыжиковой Н.Г. и Рыжиковой Т.В. предоставлена <адрес> <адрес>, общей площадью 41 кв. м. (л.д. т.1., 46-52, 65,66).
Рыжиковой Т.В. выдан примерный график внесения суммы задатка, обеспечивающего приобретение права на <адрес> оформления в собственность «выбранной будущей собственной квартиры» (т.1., л.д.50-52).
Распоряжением Главы А. К. и <адрес>ов ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р, Рыжиковой Т.В. с семьей в составе двух человек, отказано в подтверждении нуждаемости и она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилого помещения более учетной нормы (т.1 л.д.62-63).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Рыжиковой Н.Г. и НО «Государственным жилищным фондом при Президенте РТ», площадь <адрес> по строительному адресу: 322 кв. ж/<адрес> составляет 41 кв.м., стоимость квартиры - 1573113,97 руб. (т.2 л.д.25-26).
Согласно сведениям, предоставленным НО «ГЖФ при Президенте РТ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному Фондом с Рыжиковой Н.Г., Рыжиковой Т.В., поступили денежные средства в размере 647200 руб., остаток долга по выкупу <адрес> составляет 936695,36 руб. (т.2 л.д.22).
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи составляет 20,5 кв. м, что более учетной нормы.
Таким образом, Рыжикова Т.В. в настоящее время обеспечена жильем по другому основанию - как участник программы социальной ипотеки в <адрес>, а потому не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учитывая, что право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации их жилищных прав, гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности получения жилищных субсидий в том случае, если указанные граждане ранее воспользовались правом на улучшение жилищных условий по иным основаниям и в силу этого не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на день обращения за получением жилищной субсидии.
В связи с чем, Рыжикова Т.В. обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы истца о том, что квартира, предоставленная по системе социальной ипотеки, не является ее собственностью, поскольку оплата не произведена в полном объеме, жилье не предоставлено на условиях договора социального найма, а потому не имеется оснований для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты судом о внимание, поскольку в соответствии в пунктом 6.1. договора социальной ипотеки выбранная квартира оформляется в собственность, и договор считается исполненным в полном объеме после оформления гражданином на себя права собственности.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Рыжиковой Т.В. к муниципальному казенному учреждению «А. К. и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании распоряжения Главы А. неправомерным и обязании в восстановлении на учет нуждающихся по улучшению жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Судья Солдатова С.В.