Дело № 2-1930/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 года г.Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре ФИО5
с участием представителя ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г.Хабаровска о признании право пользовании жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением в виде квартиры № расположенной в доме № по <адрес> на период прохождения службы по контракту. В обоснование иска указали, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в г. Хабаровске. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением и состоял на учете в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было предоставлено служебное жилое помещение по адресу <адрес> на состав семьи три человека, в том числе супругу ФИО2 и дочь ФИО3 В данной квартире его семья фактически проживает с сентября 2015 года. Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ФИО2 (супруга), ФИО3 (несовершеннолетняя дочь) признано право пользования жилым помещением квартирой № в доме № по <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ на период прохождения военной службы по контракту, то есть до окончания контракта. На основании вышеизложенного истцы просят суд признать за ними права пользования вышеуказанным жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту по ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО1 ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлены в установленном порядке, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО6 действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснил суду подробно согласно представленных возражений. Администрация г. Хабаровска предоставляет жилье для граждан, относящихся к категории нуждающихся в жилье и малоимущих граждан, истец к таковым не относится. Приобретение жилых помещений для военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не возлагает на органы местного самоуправления обязанности предоставлять жилые помещения муниципального жилого фонда военнослужащим, проходящим военную службу и гражданам, уволенным с военной службы. Истцы в администрацию г. Хабаровска с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся не обращались, на учете в качестве нуждающихся не состоят, малоимущими признаны не были. В связи с чем предоставление им квартиры № являющийся муниципальной собственностью, расположенной в доме № по <адрес> является нарушением действующего законодательства.
Представитель третьего лица ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15 ч. 5 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений занимаемых военнослужащими и членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членами их семей. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей за счет государственного или муниципального жилищного фонда закрепленного за Министерством обороны РФ. При этом государственную регистрацию закрепления за Министерством обороны РФ такого фонда законодательные акты не предусматривают.
Ст.131 ГК РФ устанавливает обязанность регистрации права собственности на объекты недвижимости. Ни Министерство обороны не требуют закрепления права собственности на квартиры находящиеся в муниципальной собственности. При этом не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования, как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеет не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления и обеспечение жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с п. 5 ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан (кроме перечисленных в п.4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонта РФ.
В ст. 10 ч. 1 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований. Предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности.
Установлено, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в городе Хабаровске.
Согласно решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу, на состав семьи три человека, в том числе: супругу ФИО2 и дочь ФИО3, предоставлено на условиях служебного найма жилое помещение №, расположенное в № по <адрес>
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ФИО2 (супруга), ФИО3 (несовершеннолетняя дочь) признано право пользования жилым помещением квартирой № в доме № по <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ на период прохождения военной службы по контракту, то есть до окончания контракта.
Согласно лицевого счета в квартире № д.№ по <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
С ФИО1 заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на срок три года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация города Хабаровска возражает против удовлетворения заявленных требований. Суд полагает, что такие возражения необоснованны.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
При этом на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Такой порядок установлен пунктом 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»: в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Реализация права военнослужащего на жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 15 названного закона, не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному либо муниципальному жилищному фонду.
Поскольку законом определен специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, в том числе помещений, находящихся в муниципальной собственности, решение о предоставлении жилого помещения военнослужащему определяет правовой режим его использования.
В этой связи такое решение обязательно для собственника жилого помещения, когда таковым является муниципальное образование.
Возможность по своему усмотрению решать вопрос о включении (не включении) в специализированный жилищный фонд жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, подлежащего заселению военнослужащим в порядке, установленном пунктом 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», допускает произвольное создание собственником такого жилого помещения препятствий для реализации военнослужащими жилищных прав.
Поскольку отнесение квартиры к служебному жилищному фонду производится исключительно органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом (пункт 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждены, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42), отсутствие решение такого органа о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд не может рассматриваться в качестве препятствия для реализации военнослужащим права на служебное жилое помещение.
В связи с изложенным военнослужащий ФИО1 и члены его семьи приобрели право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> на период прохождения военной службы по контракту.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, о признании право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на период прохождения военной службы по контракту ФИО1, по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право пользования жилым помещением кв.№ по <адрес> в г. Хабаровске по ДД.ММ.ГГГГ, на период прохождения военной службы по контракту ФИО1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2017 года.
Судья А.В. Руденко