Дело № 2-472/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2017г. г.Хабаровск
Суд Кировского района г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Акульшиной А.А.,
с участием: представителя истца Горшкова К.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представителя ответчика Орловой А.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Землянухина ФИО1 к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства, возложении обязанности по восстановлению в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства в г.Владивосток Приморского края, на состав семьи 4 человека; возложении обязанности по восстановлению в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, с даты первоначальной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в в/части № Тихоокеанского флота. Приказом командующего Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГг. № был уволен с военной службы с зачислением в запас ВС РФ. Приказом командира в/части № от ДД.ММ.ГГГГ. № был исключен из списков личного состава указанной части с ДД.ММ.ГГГГг.
На момент исключения из списков личного состава в/части, истец имел выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты> дня.
ДД.ММ.ГГГГ Землянухин Н.К. обратился с рапортом на имя командира в/части № с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. №, истец состоит в очереди на получение квартиры в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. В соответствии с письмом командующего Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ., решением жилищной комиссии в/части № от ДД.ММ.ГГГГ. Землянухин Н.К. перенесен в очереди на получение жилой площади, его очередность №.
Несмотря на то, что истец был признан нуждающимся в получении жилой площади, до настоящего времени жилья в <адрес> он не получил. Иных жилых помещений на праве собственности, либо занимаемых по договору социального найма, у Землянухина Н.К. и членов его семьи, не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Землянухин Н.К. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на составы семьи 4 человека, на что получил отказ.
Считает, что решением ФГКУ «Востокрегионжилье» нарушены права истца на обеспечение жильем. Со ссылкой на ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Правила «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в ОВД, …», просил заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду не сообщил.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело его в отсутствие.
Представитель истца Горшков К.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что на момент увольнения с военной службы, Землянухин Н.К. состоял на учете нуждающихся в получении жилья. Он имеет выслугу лет 21 год, фактически был уволен на пенсию, что в силу ст. 32 ЖК РСФСР не мог быть снят с очереди на получения жилья. До настоящего времени истец и члены его семьи зарегистрированы по войсковой части, в собственности жилых помещений не имеют. Они проживают в квартире брата жены, который сейчас подал иск о их выселении, обратился в полицию. После увольнения Землянухин Н.К. полагал, что он состоит на учете нуждающихся, в последующем предпринимал меры, чтобы добиться от органов военного управления информации, состоит ли он в очереди. В 2016г. обратился с заявлением в ФГКУ «ВРУЖО», получив отказ, обратился в суд.
Представитель ответчика Орлова А.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в период прохождения военной службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащих находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. При этом необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления. Землянухин Н.К. был уволен с военной службы не по льготному основанию, не на пенсию. Действовавший на момент увольнения истца Закон «О статусе военнослужащих» предусматривал возможность обеспечения жилым помещением военнослужащих, увольняемых с военной службы по льготному основанию. В связи с чем, права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не имеется. Сведения о постановке Землянухина Н.К. на учет нуждающихся в ФГКУ «ВРУЖО» отсутствуют. У Министерства обороны не имеется обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Землянухин Н.К. в соответствии с приказом командующего Тихоокеанским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) уволен с действительной военной службы с зачислением в запас по ст. 49 ч. 2 п. «г» (в связи с несоответствием требованиям, установленным для военнослужащих ст. 32 Закона).
Приказом командира в/части № ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.13) исключен из списков личного состава части.
Выслуга лет в календарном исчислении на день увольнения составила <данные изъяты> дня, в льготном исчислении <данные изъяты> дней. Согласно послужного списка значится следующий состав семьи: жена – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается справкой Военного комиссариата Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15).
Из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) следует, что Землянухин Н.К. обращался за поставкой в очередь для получения жилплощади. Согласно резолюции на данном рапорте: председателю ЖБК в/ч № надлежало оформить документы для постановки на очередь для получения жилой площади установленным порядком.
Также из справки в/части № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Землянухин Н.К. действительно состоял в очереди на получение квартиры в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19)..
Как следует из ответа командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ. решением жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ Землянухин Н.К. за проступок, порочащий честь военнослужащего, перенесен в очередь на получение жилищной площади, его очередность № (л.д.21).
Данное обстоятельство подтверждается списком военнослужащих в/части № на получение жилой площади (л.д.22).
В настоящее время Землянухин Н.К., с составом семьи <данные изъяты> человек зарегистрирован по адресу: <адрес> в/ч № (л.д.23), проживает в жилом помещении, принадлежащем ФИО6, которым заявлены требования к истцу о выселении..
Субсидии на приобретение и строительство жилья, ГЖС, истец не получал, забронированной жилой площади на территории РФ не имеет (л.д.15).
В 2016 истец обратился к ответчику с заявлением, о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ. ФГКУ «Востокрегионжилье» вынесено решение № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.11). Согласно письму (л.д.8-10) истцу разъяснены основания отказа, а именно, в связи с увольнением с военной службы в 1995г. и подачей заявления о получении жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Также истцу разъяснено о возможности решения вопроса обеспечения его жилым помещением через органы местного самоуправления. А также, что дети ФИО3, <данные изъяты> г.р., ФИО5, <данные изъяты> г.р. не относятся к категориям, перечисленным в п. 5 ст. 2, в связи с чем, на них не распространяются гарантии по обеспечению жилыми помещениями в составе семьи военнослужащего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 27 и части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», действующей на момент увольнения истца, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Как следует из п.19 главы 3 Постановления от 17.02.1981 г. №193 «Об утверждении положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
При этом в материалы дела представлены сведения о постановке истца на учет по войсковой части, в целях обеспечения жилым помещением, в установленном на тот момент порядке.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», регулирующим порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями на настоящее время, также обязательным условием для обеспечения жилым помещениями военнослужащего, является признание в установленном порядке, нуждающимся в получении жилого помещения. При этом данный вопрос решается до увольнения с военной службы при наличии необходимой выслуги лет и нуждаемости в жилом помещении.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Действовавшие на момент увольнения истца с военной службы нормы предусматривали, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно - строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Как указано в п.4 ч. 2 данной статьи, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В силу части 6 статьи 15 Закона Российской Федерации N 4338-1 от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения истца, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
В соответствии ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действующего на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" в названной редакции граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Согласно п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N 193, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Поскольку из материалов дела следует, что Землянухин Н.К. был уволен в звании капитала, а также законодательством не предусмотрено ограничение на жилищные льготы для военнослужащих, уволенных по п. «г» ч. 2 ст. 49 Закона, а именно в связи с несоответствием требованиям, установленным для военнослужащим, суд приходит к выводу, что истец законно состоял на учете нуждающихся в жилых помещения.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку (п. 7 Правил).
При этом постановка на учет военнослужащих осуществляется вне зависимости от обеспеченности их жильем по месту службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Землянухин Н.К. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, до увольнения с военной службы. На момент увольнения истца, в соответствии с нормами действующего законодательства, ведение учета военнослужащих, возлагалось на органы местного самоуправления на основании переданных им списков командирами воинских частей.
Сведения о соблюдении данного порядка, в материалах дела отсутствуют, при этом указанное, не может влиять на права истца.
До настоящего времени истец жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещение или улучшение жилищных условий как лицо, уволенное с военной службы, не воспользовался, жилых помещений в собственности или на ином праве не имеет. Сведения о снятии его с учета нуждающихся, суду не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что возложенная органы военного ведомства обязанность по передаче документов в органы местного самоуправления для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, не исполнена, в связи с чем, на сегодняшний день истец оказался ограниченным в своем праве на жилище, гарантированным ему Конституцией РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Землянухина ФИО1 удовлетворить.
Признать за Землянухиным ФИО1 право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства в г.Владивосток Приморского края, составом семьи <данные изъяты> человека.
Обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» восстановить Землянухина ФИО1 в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес> края, с ДД.ММ.ГГГГг., составом семьи <данные изъяты> человека.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24.03.2017года.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю. Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-472/2017 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь А.А. Акульшина