Дело **
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
10 мая 2017 ***
Федеральный суд общей юрисдикции ***
в составе:
Председательствующего судьи Михайловой Т.А.,
При секретаре Лапшиной Н.Е.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению СДМ к Мэрии *** и *** о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
СДМ обратился в суд с иском к мэрии *** и администрации ЦО по Железнодорожному, Заельцовскому и ***м ***.В обоснование иска указал, что **** СВМ в связи с его трудовой деятельностью на основании служебного ордера ** была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***, ***, ***. **** СВМ, являвшийся его дедушкой, умер; в квартире остался проживать он, зарегистрированный в данной квартире по месту жительства с **** и по настоящее время; он пользуется квартирой, вносит плату за нее и коммунальные платежи.В 2016 он обратился в администрацию *** Новосибирска с заявлением о заключении договора социального найма. На данное заявление был получен отказ, т.к. изменить статус жилого помещения не представляется возможным в связи с тем, что не сохранилось решение о признании квартиры служебной; вышеуказанная квартира передана в муниципальную собственности, на нее зарегистрировано право собственности от ****. Он ранее в приватизации не участвовал, другого жилого помещения в собственности не имеет.
Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на *** общей площадью 45 кв.м, жилой площадью 30 кв.м, расположенную по адресу: ***, ***, ***.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал.
В судебное заседание представитель ответчика Мэрии Новосибирска не явился, извещен надлежащим образом.
Ранее предоставил суду отзыв на иск, в котором исковые требования не признал; указал, что истец и его отец СМВ малоимущими не признаны, на учете в получении жилого помещения не состоят; спорная квартира является служебной и не относится к жилым помещениям фонда социального использования.
В судебное заседание представитель ответчика *** не явился, будучи надлежащим образом извещенными; в письменных возражениях на иск указали, что в их полномочия приватизация жилых помещений не входит; спорное жилое помещение является служебным, решения об исключении его из специализированного жилого фонда не принималось.
Представитель третьего лица МКУ «Городское жилищное агентство» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований истца. Ссылался на тот факт, что спорное жилое помещение изначально находилось в ведении местной администрации района и никогда не передавалось в муниципальную собственность как ведомственное жилье, связи с чем считает доводы истца об утрате спорным жилым помещением статуса служебного жилья необоснованными. Также указал на то, что СДМ не обращался в Мэрию *** с заявлением об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о предоставлении его по договору социального найма.
Третье лицо СМВ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменное заявление от ****, в котором не возражал против удовлетворения иска.
Исследовав письменные доказательства, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что **** СВМ в связи с его трудовой деятельностью на основании служебного ордера ** была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***, *** ***; **** СВМ умер. В квартире остались проживать его сын СМВ., зарегистрированный по месту жительства ****, и внук СДМ, который был зарегистрирован в квартире по месту жительства с ****; они пользуются квартирой, вносят плату за нее и коммунальные платежи.
В 2016 СДМ обратился в администрацию *** с заявлением о заключении договора социального найма; на данное заявление был получен отказ, т.к. изменить статус жилого помещения не представляется возможным.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его нормы применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
По общему правилу ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение; ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он был выдан, договора найма служебного жилья (ст. 106, 51 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности; статья 2 Федерального закона от 4 июля 1991 № 1541-1, с последующими изменениями и дополнениями, «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает право граждан РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со ст. 6 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 8 Закона от 04 июля 1991 № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд ; следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В силу ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заседания гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в состав служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, а также из действий участников жилищных отношений которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Материалами дела установлено, что спорная квартира является муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1; сведения о принятии решения новым собственником о передаче спорной квартиры в специализированный жилищный фонд после ее передачи в муниципальную собственность (ранее была объектом государственной собственности, находившимся в управлении исполнительного органа местного Совета депутатов) отсутствуют; из материалов дела усматривается, что прав иных лиц на спорное жилое помещение не зарегистрировано, сведения об отнесении жилого помещения к специализированному фонду в ЕГРПН также отсутствуют.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда; в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность; в силу ст. 11 указанного Закона гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 24 августа 1993 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно п. 41 Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 02 июля 2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 N 42.
Согласно п. п. 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В материалы дела договор найма служебного жилого помещения ответчиками не представлен.
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма; поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации ".
Ответчиками не представлено доказательств в подтверждение того, что спорному жилому помещению был присвоен статус служебного после передачи его в муниципальную собственность и жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в установленном законом порядке. Поскольку спорное жилое помещение утратило статус служебного после передачи его в муниципальную собственность, оно может быть приобретено гражданами в собственность в порядке-приватизации.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя по договору социального найма, поскольку их реализация, в соответствии с законом не ставится в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанного документа.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имеется.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступившее в законную силу судебное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования СДМ к мэрии *** и администрации ЦО по Железнодорожному, Заельцовскому и ***м *** о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за СДМ право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : Новосибирск***, общей площадью 45 кв.м, жилой площадью – 30 кв.м, в порядке приватизации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца путем подачи жалобы через суд, принявший решение.
Судья: Михайлова Т.А.