Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя истцов ФИО9, действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ФГКУ «ДТУИО» ФИО10, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО4, ФИО5, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, ссылаясь на то, что они проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора социального найма, в полном объёме выполняя обязанности нанимателя. В соответствии со статьями 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма, вправе с согласия иных членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность членов семьи либо в собственность одного из членов семьи проживающих совместно. В тоже время, отсутствие специального порядка приватизации жилых помещений из фонда Министерства обороны РФ не может влечь ущемление права граждан па приватизацию занимаемого жилого помещения, установленные вышеприведенными законоположениями. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом гарантированным законодательством. Просят признать в порядке приватизации право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов ФИО9 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ФИО7 исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО10 просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание истцы ФИО4, ФИО5, представитель третье лицо ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представлены заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение представителей сторон, третьего лица, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение – <адрес> в <адрес> является федеральной собственностью и закреплено за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.
Спорное жилое помещение было предоставлено Хабаровским КЭЧ района военнослужащему ФИО11 на основании ордера на служебное жилое помещение № серии Ц.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет на день увольнения майора запаса ФИО11 составила в календарном исчислении 20 лет 11 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 25 лет 09 месяцев 01 день.
Из выписки из лицевого счета, поквартирной карточки следует, что в <адрес> в <адрес> зарегистрированы ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3
За истцами право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, справкой КГУП «<адрес>инвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель.
В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленным законодательством РФ, мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Минобороны России на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не предоставило доказательств, подтверждающих закрепление в Реестре федерального имущества спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Как установлено в судебном заседании, в настоящее время порядок передачи МО РФ жилых помещений в собственность бесплатно гражданам (приватизации) не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства Обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом.
Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемление права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ.
Согласно ст. 4, 28 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать за ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 право общей долевой собственности (по 1/5 доли каждому) на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>53.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко