Дело № 2-3640/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 10 июля 2017 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.,
при секретаре Сидоренко Н.В.,
с участием:
истца ФИО2, его представителя в порядке ст. 53 ч. 6 ГПК РФ ФИО6,
представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением,
третье лицо ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением. В обоснование иска указал, что ФИО2, проходит военную службу по контракту от ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части №. Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Востокрегионжилье») № от ДД.ММ.ГГГГ. ему как военнослужащему и членам его семьи распределена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> на период прохождения военной службы по контракту. На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес> отнесена к муниципальному жилищному фонду. До передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность жилой <адрес> находился в оперативном управлении ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с просьбой заключить с ним договор социального найма квартиры на период прохождения военной службы. Управлением жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес> на его обращение был дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что оснований для предоставления спорной квартиры ФИО2 нет. В настоящее время истец со своей супругой ФИО3 проживают в спорной квартире, но не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства, а также производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в связи с тем, что администрация <адрес> отказывает в праве пользования спорной квартирой. Считает, что решение администрации <адрес> является необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям. Согласно контракту о прохождении военной службы, справкам, выданным управлением кадров войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № сержант ФИО2, проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга в ВС РФ в календарном исчислении составляет 03 года 02 месяца. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. № прав собственности на недвижимое имущество у ФИО2 не зарегистрировано. Ранее в <адрес> проживал военнослужащий ФИО4, который убыл к другому месту жительства. ФИО4 спорную квартиру сдал жилищному органу ФГКУ «Востокрегионжилье». Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № за ФИО4 признано право пользования <адрес>. 39 по <адрес> в <адрес> на период прохождения военнослужащим ФИО4 военной службы. Просит суд признать за ФИО2 и членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на период прохождения мною военной службы по контракту.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не явился, о месте и времени проведения судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании истец ФИО2, его представитель в порядке ст. 53 ч. 6 ГПК РФ ФИО6 на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что как установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, указанный закон возлагает обязанность по реализации права военнослужащих на жилище, на государство, а не органы местного самоуправления, которые в силу статьи 12 Конституции РФ в систему органов государственной власти не входят. При этом как указано в пункте 1 статьи 130 и пункте 1 статьи 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Тем самым, исполнение социальных обязательств, возложенных на государство, должно осуществляться за счет имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 Гражданского кодекса РФ). Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к муниципальному жилищному фонду. В соответствии с действующим законодательством жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть предоставлено в постоянное пользование на условиях договора социального найма и во временное пользования на условиях найма специализированного жилого помещения. Истец заявляет требование о признании права пользования спорным жилым помещением на время прохождения военной службы по контракту (временное пользование). Жилое помещение, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, включается в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений на основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом - администрации города. Администрацией города решение о включении <адрес> в специализированный жилищный фонд не принималось, следовательно, указанное жилое помещение относится к фонду социального использования, Кроме того, статьями 93 - 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные категории граждан, которым могут быть предоставлены во временное пользование жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда. Истец к указанным категориям граждан не относится. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичные права гарантируются нормами ст.ст. 1-3 Жилищного кодекса РФ.
Военная служба, исходя из положений ст.ст. 59 и 71 Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлено специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>4, общей площадью 32,5 кв.м., состоящее из 1-й комнаты, на состав семьи из 2 человек, в том числе супругу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно контракту о прохождении военной службы, справкам, выданным Войсковой частью <данные изъяты>, сержант ФИО2 проходит военную службу по контракту в воинской части <данные изъяты>, его выслуга в ВС РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 03 года 02 месяца.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в <адрес> прав собственности не зарегистрировано.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п. 2 подпункта «и» Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Минобороны России, на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Статья 93 ЖК РФ предусматривает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно корешку справки о сдаче жилого помещения ВРУЖО № от ДД.ММ.ГГГГ, старший лейтенант ФИО4 сдал служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Являлся участником НИС, реализовал право, приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 вселился в <адрес> не самоуправно, а на основании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и занял спорное жилое помещение после его освобождения военнослужащим.
Жилищный фонд в РФ, исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ. №- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.
Таким образом, п.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. «О статусе военнослужащих» фактически ограничивает права муниципалитета, как собственника названной выше квартиры, по распоряжению своим имуществом, что не противоречит п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения права собственности федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании за ним и членом его семьи супругой ФИО3 права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту обоснованы и подлежат удовлетворению. Решение администрации <адрес> является незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Признать за ФИО2, и членом его семьи супругой ФИО3 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> на период прохождения военнослужащим ФИО2 военной службы по контракту.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Дата принятия решения суда в окончательной форме 14 июля 2017 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна: Судья Королева И.А.