Дело № 2-847/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 14 марта 2017 года
Советский районный суд города Волгограда
В составе судьи Лазаренко В.Ф.
При секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
представителя истца Озерной (Болдыревой) М.А.
по доверенности от 14.04.2016г. Козионова М.В.,
представителя ответчика администрации Волгограда
по доверенности от 07.03.2016г. Тугумова М.А.,
представителя ответчика
Комитета по жилищной политике администрации Волгограда
по доверенности от 12.05.2016г. Тугумова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озерной «Болдыревой) <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда», администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Озерная «Болдырева» М.А. обратилась в суд с иском к МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда», в котором просит признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> обязать МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда» заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В случае невозможности вселения в указанное жилое помещение, просит обязать МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда» предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным законодательством РФ требованиям, равнозначное по общей площади закрепленному за Озерной (Болдыревой) М.А. помещению и находящемуся в черте Советского района г. Волгограда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Советского районного суда г. Волгограда от 22.01.1998г. ФИО7 лишена родительских прав в отношении истца Озерной (Болдыревой) М.А. Постановлением администрации Советского района Волгограда от 06.02.1998г. № истца определили в детское государственное учреждение и закрепили за ней право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес> С 05.10.1998г. истец воспитывалась в приемной семье ФИО8 и проживала по адресу: <адрес>. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла и Постановлением администрации Кировского района г. Волгограда от 15.11.2002г. №-п Озерную (Болдыреву) М.А. определили в интернатное учреждение. С 01.09.2005г. по 30.06.2007г. она обучалась в ПУ № г. Фролово Волгоградской области, а с 01.09.2007г. по 30.06.2009г. проходила обучение в ПУ № г. Дубовка Волгоградской области. После окончания обучения в ПУ № она уехала в г. Петров Вал Волгоградской области и вышла замуж, после оформления брачных отношений рассчитывала вернуться в г. Волгоград, где за ней было закреплено право пользования жилым помещением. В июне 2016г. истец обратилась в Комитет по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, ранее закрепленного за нею. Комитет по жилищной политике разъяснил, что для заключения договора социального найма жилого помещения необходимо обратиться в МБУ «ЖКХ Советского района г. Волгограда». Также Комитет по жилищной политике сообщил, что в настоящее время жилому помещению, ранее располагавшемуся по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес> В июле 2016г. истец обратилась с заявлением в МБУ «ЖКХ Советского района г. Волгограда». В августе 2016г. МБУ «ЖКХ Советского района г. Волгограда» фактически отказало в заключении договора социального найма, поскольку в <адрес> имеются зарегистрированные лица.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Комитет по жилищной политике администрации Волгограда, в качестве третьих лиц Комитет строительства Волгоградской области, Гилунова Е.И.
Истец Озерная М.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Озерной М.А. по доверенности Козионов М.В. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков: администрации Волгограда и Комитета по жилищной политике администрации Волгограда по доверенностям Тугумов М.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Просил отказать в их удовлетворении. В обосновании своих доводов указав, что в настоящее время ком.№ в <адрес> не существует, в связи с чем, признание права пользования несуществующим жилым помещением невозможно. Кроме того, имеется приказ Министерства образования и науки Волгоградской области от 18.11.2014 года №1456 об отказе включении Озерной (Болдыревой) М.А. в список лиц имеющих право на обеспечения жилым помещением, которое до настоящего времени не оспорено.
Представители ответчиков: Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, МБУ «ЖКХ Советского района г. Волгограда», представитель третьего лица Комитете строительства Волгоградской области, третье лицо Гилунова Е.И. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования истца не законными и не обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ одним из способов осуществления защиты жилищных прав является признания жилищного права.
Согласно ст. 1 ч. 3,4 ЖК РФ, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 3 ч. 4 ЖК РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, другими федеральными законами.
На основании п.1 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет права в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя- других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Согласно ст. 20 ч. 1 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилым помещением, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.
В судебном заседании установлено, что Болдырева М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (переименован с <адрес>), что подтверждается копией выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения МБУ МФЦ № от 11.10.2016г.
ДД.ММ.ГГГГ Болдырева М.А. заключила брак с ФИО12 и после заключения брака присвоена фамилия жене – Озерная, что следует из копии свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ответом МУП ЦМ БТИ №2657 от 02.12.2016г. следует, что в здании общежития, расположенного по адресу <адрес> (ранее <адрес>) по состоянию на дату первичной инвентаризации 06.03.1967г. на 1 этаже располагалось помещение буфета. При текущей инвентаризации 17.04.1971г. выявлено, что после произведенной перепланировки из помещения буфета были образованы жилые помещения, и в том числе помещение жилой комнаты № площадью 13,1кв.м. При текущей инвентаризации 13.09.1999г. в здании общежития учтена произведенная перепланировка с изменением нумерации жилых комнат, существующей по настоящее время, в том числе комнаты № на № общей площадью 19кв.м. Комната № в здании общежития на дату последней инвентаризации 13.09.1999г. отсутствует.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено признание права пользования несуществующим жилым помещением, в связи с чем, исковые требования Озерной (Болдыревой М.А.) о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению.
Требования истца Озерной (Болдыревой) М.А. об обязании МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда» заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из исковых требований о признании права пользования жилым помещением в удовлетворении которых отказано.
При разрешении требований Озерной М.А. о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным законодательством РФ требованиям, равнозначного по общей площади закрепленному за Озерной (Болдыревой) М.А. помещению и находящемуся в черте Советского района г. Волгограда, суд исходит из следующего.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 ст. 1 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с 1 января 2013 года) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Заочным решением Советского районного суда г. Волгограда от 22.01.1998г. ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Болдыревой М.А., ДД.ММ.ГГГГ.р.
Постановлением администрации Советского района Волгограда №68 от 06.02.1998г. за несовершеннолетней Болдыревой М.А. закреплена жилая площадь по <адрес>
На основании договора на передачу ребенка на воспитание в приемную семью № от 05.10.1998г. Болдырева М.А. передана на воспитание ФИО8
Постановлением администрации Кировского района Волгограда №-п от 15.11.2002г. Болдырева М.А. определена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу <адрес>
27.01.2009г. Директору ГОУ «ПУ №» разъяснено, что для решения вопроса о предоставлении жилого помещения Болдыревой М.А. необходимо предоставить документы согласно приложения в администрацию Советского района (отдел по опеке и попечительству) не позднее чем за 2 месяца до прибытия выпускника для предварительного анализа и подготовки соответствующего ходатайства администрации Советского района.
Постановлением администрации Советского района Волгограда № от 21.04.2009г. пункт 2 постановления администрации Советского района Волгограда от 06.02.1998г. № «Об определении несовершеннолетней Болдыревой М.А. в детское государственное учреждение признан утратившим юридическую силу и отменен.
Директору ГОУ «ПУ №» 22.04.2009г. было предложено с целью решения вопроса о предоставлении Болдыревой М.А. жилой площади (общежитие) по окончании ГОУ «ПУ №» о необходимости обращения в отдел по реализации жилищной политики Волгограда с приложением необходимых документов за 2 месяца до прибытия Болдыревой М.А.
Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области № от 18.11.2014г. Болдыревой М.А., 21.05.1990г.р. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 23 лет.
Несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суд удовлетворяет требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, являются:
– ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
– незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
– состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
– установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, истцом не представлено доказательств обращения в компетентные органы с заявлением на обеспечение жилым помещением. А так же не представлено доказательств уважительности причин, по которым, данное заявление не было подано до 23 лет. В настоящее время истцу Озерной (Болдыревой) М.А. полных 26 лет. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным законодательством РФ требованиям, равнозначного по общей площади закрепленному за Озерной (Болдыревой) М.А. помещению и находящемуся в черте Советского района г. Волгограда у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Озерной «Болдыревой) <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда», администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2017 года.
Судья В.Ф. Лазаренко