дело № 2-3189/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2017 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гибадатова У.И.,
при секретаре Минигалиевой Ю.Ф.,
при участии истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пилипенко Е.С., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с последующим уточнением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма на занимаемое им квартиру №, дома №, по <адрес>, указав в обоснование своих доводов следующее: жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и включен в региональную адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан №136 от 28.03.2014 г.
Указанная адресная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21.07.2007 года, где переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с действующим жилищным законодательством, не предусматривает улучшение жилищный условий, а направлено на обеспечение безопасности граждан.
Семья истца была зарегистрирована и проживала в квартире № общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в указанном дома на основании договора социального найма.
В соответствии с расселением истцам было предложено альтернативное жилое помещение в виду однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Истец выразил согласие, о чем написал заявление.
МБУ «Служба сноса и расселения ГО г. Уфы выдали гарантийное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, которым гарантировали заключение договора социального на указанное альтернативное жилое помещение главой ГО г. Уфа.
Семья истца сдала ключи от аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Получили ключи на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ от квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и переехали.
До настоящего времени с истцом не заключен договор социального найма.
Считает действия ответчика незаконными, так как нарушаются наши жилищные права, мы проживали в аварийном доме, и в целях безопасности было предоставлено другое жилое помещение, на которое было выражено согласие. Также был открыт лицевой счет, оплачиваем коммунальные услуги.
Для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и предоставление коммунальных услуг в АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа в ДД.ММ.ГГГГ года на мое имя был открыть лицевой счет №. В связи со сменой управляющей организации на ООО «Управляющая организация города Уфы», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, на имя истца был открыт лицевой счет №, а с ДД.ММ.ГГГГ оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляемых ООО «Управляющая организация города Уфы» стал принимать ООО «Расчетный центр», где на имя истца был открыт лицевой счет №, что подтверждается его копией, согласно которому несет расходы на оплату за пользование жилым помещением, коммунальных и жилищных услуг.
Таким образом, тот факт, что истец вносит указанные платежи, в том числе за найм жилого помещения, свидетельствует о том, что между истцом и ответчиками сложились отношения социального найма.
В последующем истец уточнил исковые требования просил обязать МБУ Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец полностью поддержали свое исковое по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Третьи лица на судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть без их участия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства. Положения ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
В силу положений ст. 27 Конституции РФ, ст. 20 Гражданского кодекса РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 67 ЖК РФ).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован и проживал в квартире № дома № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в указанном доме на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ
Жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и включен в региональную адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан №136 от 28.03.2014 г.
В соответствии с расселением истцам было предложено альтернативное жилое помещение в виду однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Путем написания заявления, ФИО1 выразил согласие на расселение.
МБУ «Служба сноса и расселения ГО г. Уфы выдали гарантийное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, которым гарантировали заключение договора социального на указанное альтернативное жилое помещение главой ГО <адрес>.
ФИО1 на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ принял жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> и переехал.
До настоящего времени с истцом и членами его семьи не заключен договор социального найма.
Судом установлено, что истец вселился в спорное жилое помещение и проживает в нем с ДД.ММ.ГГГГ года, несет расходы по содержанию квартиры, что подтверждается соответствующими квитанциями, не доверять которым у суда нет оснований.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, в том числе, в подтверждение обоснованности отказа в заключение договора социального найма с истцом и членами его семья, ответчики суду не представил.
Удовлетворяя исковые требования о признании права пользования жилым помещением, суд исходит из того, что истец с семьей вселился в спорное жилое помещение с согласия собственника и по настоящее время в нем проживают, несут расходы по его содержанию, другого жилья не имеют, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании права пользования жилым помещением подлежат удовлетворению.
Далее, как ранее было установлено, жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и включен в региональную адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан №136 от 28.03.2014 г.
Указанная адресная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21.07.2007 года, где переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с действующим жилищным законодательством, не предусматривает улучшение жилищный условий, а направлено на обеспечение безопасности граждан.
Семья истца была зарегистрирована и проживала в квартире № общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в указанном дома на основании договора социального найма.
В соответствии с расселением истцам было предложено альтернативное жилое помещение в виду однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Установлено и ответчиком не опровергнуто, что МО ГО г. Уфа РБ на праве собственности принадлежит квартира № дома № ул. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с содержанием ч. 1. ст. 60, ст. 49 ЖК РФ договор социального найма заключается на жилое помещение, которое предоставлено в пользование гражданина в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Обоснованность и законность предоставления жилого помещения по адресу: квартиры №, дома №, по <адрес>, истцам и его семье, в связи с переселением из аварийного жилого дома в судебном заседании ответчиком не оспаривается.
Согласно статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии ст. 63 Жилищного Кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Суд считает, что то обстоятельство, что не был оформлен договор жилищного найма после передачи спорной квартиры истцам, не может повлечь для истцов отрицательных последствий, поскольку обязанность оформить договор жилищного найма лежит на собственнике жилого помещения либо уполномоченном представителе собственника, ранее жилое помещение было предоставлено истцу на законных основаниях, и законность получения жилого помещения никем оспорена не была.
При установленных судом обстоятельствах, на основе анализа указанных правовых норм следует, что право истцов по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма возникло, с предоставлением истцам, в связи с признанием непригодности жилого помещения для проживания, в котором они ранее проживали, а не, в связи с улучшением жилищных условий.
Поскольку спорное жилое помещение при его предоставлении истцам к специализированному жилищному фонду не было отнесено, правоотношения собственника и лиц, проживающих в жилом помещении, подлежат регулированию главой 8 ЖК РФ - социальный наем жилого помещения.
В данном случае спор не о получении жилого помещения, а как указано выше, истец с членами семьи с ДД.ММ.ГГГГ года проживают в жилом помещении, в то время не относящегося к специализированному жилищному фонду, и предоставленного им, в связи с переселением из аварийного жилого дома в соответствии с требованиями п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на условиях социального найма, не оформленного по независящим от них причинам в письменной форме.
Учитывая, что у ответчика отсутствуют законные и обоснованные основания для отказа истцу в заключение договора социального найма жилого помещения, суд считает подлежащим удовлетворению требование истцов о понуждении заключить с ними договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного, в связи с переселением из аварийного жилого дома.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
иск Пилипенко Е.С., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма, - удовлетворить.
Признать за Пилипенко Е.С. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Обязать МБУ Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Пилипенко Е.С. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, включив в указанный договор в качестве членом семьи нанимателя – ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме – «04» мая 2017 года через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий судья У.И.Гибадатов