Дело 2-895/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2017 года г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе
председательствующего судьи А.И. Басалаевой,
при секретаре Н.Н. Соколовой,
с участием представителя истца Е.Е. Мирошкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лепина И. Н. к мэрии г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Лепин И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска о признании права пользования на условиях договора социального найма.
В обоснование требований указаны следующие доводы.
Истец проживет в однокомнатной квартире общей площадью 28.9 кв.м, расположенной по адресу <адрес>. Квартира была предоставлена истцу в связи с работой в ПЖРТ № 8 Советского района г. Новосибирска с 20.08.1990 на основании постановления главы администрации Советской района г. Новосибирска № от 04.02.1992. Квартира была признана служебной постановлением главы администрации Советского района г. Новосибирска № от 04.02.1992. С 01.04.1994 года ПЖРТ № 8 был реорганизован в Управление жилищного хозяйств администрации Советского района г. Новосибирска. С 11.04.2000 года УЖХ реорганизовано в Муниципальное учреждение «Управлени жилищно-коммунального хозяйства Советского района г. Новосибирска». В 2008 году МУ «УЖКХ реорганизовано путем присоединения к муниципальному учреждению «Дирекция единого заказчик Кировского района», которое, в свою очередь, 30.12.2008 года было переименовано в МУ Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству». 06.09.2002 истец был уволен по собственному желанию. В общей сложности в указанных выше организациях он отработал 12 лет. Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче документа об изменении цели использования жилого помещена муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 20.08.2013 № п. 1.4. Исключение служебного жилого помещения из муниципальное специализированного жилищного фонда и включение в муниципальный жилищный фонд социальное использования возможно в случаях, если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях и не менее 10 лет состоял в трудовых отношения в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение.
В 2015 году истец обращался с письменным заявлением в администрацию Советского района г. Новосибирска об исключении квартиры из числа служебных. Главой администрации Советского района г. Новосибирска истцу было отказано со ссылкой на то, что он не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения.
В свою очередь на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истца не ставят, поскольку постановлением мэрии г. Новосибирска от 10.10.2014 истцу было отказано в признан меня малоимущим.
Истец считает отказ в изменении статуса занимаемого им жилого помещения незаконным необоснованным. Так как на момент предоставления истцу жилого помещения действовал ЖК РСФСР, принятый в 1984 году. В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного Кодекса РСФСР, истец не подлежал выселению без предоставлен другого жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения с истцом не заключался. После введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01.03.2005 никаких новых правоотношений между истцом и мэрией г. Новосибирска по пользованию спорным жилым помещением в качестве специализированного не возникало. Договор найма специализированного жилого помещения с истцом не заключался. В силу пункта 7.1.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Новосибирска, жилое помещение включается в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании правового акта мэрии. Такого акта не имеется. При этом право муниципальной собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке только 24.04.2015.
Кроме того, в соответствие с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение рабочих дней с даты принятия такого решения. Однако, согласно выписке из ЕГРП, квартира не значится служебной.
В сентябре 2016 года истец обратился с письменным заявлением в Мэрию г. Новосибирска об исключении из специализированного жилого фонда спорного жилого помещения. 25.10.2016, но ему было отказано со ссылкой, что я не состою на учете на улучшение жилищных условий.
В период действия Жилищного Кодекса РСФСР, исходя из положений статьи 29 Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 №, я являлся нуждающимся улучшении жилищных условий, так как проживал в служебном жилом помещении до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Истец считает, что отказ в исключении квартиры из числа служебных, ущемляет не только его гражданские, но и конституционные права. Какого-либо иного жилья истец не имеет. Возможности приобрести другое жилое помещение также у него нет. Кроме того, он не имеет возможности использовать свое право на приватизацию жилого помещения.
На основании изложенного истец просил признать за ним право пользования однокомнатной квартирой <адрес> общей площадью 28,9 кв.м. по договору социального найма.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, ранее в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, интересы его представлены представителем по доверенности Мирошкиной Е.Е.
Представитель истца исковые требования поддержала в полно объеме, просила иск удовлетворить. В материалы дела представлены советующие письменные пояснения (л.д. 78 – 79).
Представитель ответчика Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, в материалы дела представлены возражения на иск (л.д. 39 – 40). По доводам которых, ответчик возражает относительно удовлетворения требований, указывая на то, что спорное жилое помещение является служебным, решение о его исключении не принималось.
Представитель третьего лица администрации Советского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, в материалы дела представлен отзыв на иск (л.д. 43 – 44). По доводам отзыва, администрация возражает относительно удовлетворения требований, указывая, что жилое помещения является служебным и решение собственником о его исключении не принималось.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы возражений, исследовав материалы в дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела по существу судом установлено, что квартира <адрес> включена в реестр муниципального имущества г. Новосибирска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № (л.д. 95).
Постановлением главы администрации Советского района г. Новосибирска № от 04 февраля 1992 года квартира <адрес>ю 16,2 кв.м. была утверждена в качестве служебной (л.д. 11).
04 февраля 1992 на основании постановлением главы администрации Советского района г. Новосибирска № ПЖРТ – 8 на 5 семей предоставлена служебная площадь (л.д. 13 – 14), согласно списка, являющегося неотъемлемой частью указанного постановления, служебное жилье получил истец (л.д. 15).
В связи с чем, 05 февраля 1992 года имя истца Лепина И.Н. был выдан служебный ордер на занятие квартиры <адрес> жилой площадью 16,2 кв.м., полученный истцом 06.02.1992 (л.д. 92). Копией трудовой книжки подтвержден период работы истца в ПЖРТ – 8.
В силу положений статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что истец относится к категории граждан, которым предоставляется жилое помещение на условиях социального найма.
Судом установлено, что 10 октября 2014 года постановлением мэрии г. Новосибирска истцу было отказано в признании малоимущим (л.д. 80).
20 января 2015 года администрацией Советского района г. Новосибирска было сообщено о том, что полномочиями по признанию истца малоимущим она не обладает (л.д. 81).
В связи с чем, 25 октября 2016 года управление по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска истцу было разъяснено, что оснований для исключения занимаемой служебной квартиры из специализированного жилищного фонда у мэрии г. Новосибирска не имеется (л.д. 8 – 9).
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 – 31, 33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем в деле такое решение об обеспечении Лепина И.Н. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Ссылка представителя истца на то, что Лепин И.Н. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий в период действия ЖК РСФСР, не подтверждена какими-либо доказательствами, не представлено доказательств наличия таких оснований, которые были предусмотрены статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем истца, при вселении в спорное жилое помещение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма истец не обращался, данный вопрос компетентным органом местного самоуправления не разрешался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения истец признан не был, в списках очередности не состоял.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение предоставлено Лепину И.Н. качестве служебного жилья (л.д. 12 – 15, 92).
В силу пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается исходя из положений законодательства, действовавшего при предоставлении данного жилого помещения.
Как следует из пункта 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (пункт 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда и не предусматривал ведение какого-либо реестра по учету служебных жилых помещений.
Так же суд обращает внимание на то, что на момент принятия решения компетентным органом решения о признании спорного жилого помещения служебным Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № не действовали. Как не действовал и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
В связи с чем, довод представителя истца о необходимости направления сведений о принятии решения о признании жилого помещения служебным в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, является несостоятельным. Данный довод не основан на нормах жилищного законодательства действовавших на момент принятия такого решения и предоставления его в пользования истцу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Советского района г. Новосибирска от 04.02.1992 № спорная однокомнатная квартира была признана служебным жилым помещением в установленном законом порядке (л.д. 11).
Лепину И.Н. указанная квартира была предоставлена после отнесения ее к служебным жилым помещениям, что подтверждено материалами дела и исследовано судом выше.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; они не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 59 Устава города Новосибирска органы местного самоуправления города Новосибирска от имени муниципального образования города Новосибирска самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом города Новосибирска в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами города Новосибирска в пределах компетенции, определенной настоящим Уставом.
По смыслу действующего законодательства решение вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма служебной квартиры является исключительным правом собственника данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному снятию статуса служебного жилья и предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 21.12.2004 №-О, подтвержденной Определением от 25.11.2010 №-О-О.
Довод представителя истца о том, что спорное жилое помещение перешло в муниципальную собственность от предприятия, в котором работал истец, в связи с чем, к правоотношениям между истцом и ответчиком подлежат применению нормы регулирующие правоотношения по социальному найму жилья, противоречит материалам дела.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями.
Из материалов дела следует, что спорная квартира <адрес> в силу прямого указания закона отнесена к муниципальной собственности (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и абзац 2 пункта 1 приложения № к названному Постановлению).
Право муниципальной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и является юридически действительным в отсутствие его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6 данного закона).
Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется. Так, квартира <адрес> с 1991 года находится в муниципальной собственности, государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) не принадлежала, в качестве общежитий не использовалось.
Следовательно, спорное жилое помещение в силу закона включено в реестр муниципального имущества города Новосибирска и в последующем не передавалось в муниципальную собственность как ведомственное жилье от какого-либо государственного или муниципального предприятия, таким образом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма в данном случае применению не подлежат.
Решение о призвании спорного жилого помещения служебным жильем принято компетентным органом, как уже было установлено судом выше, после отнесения данной квартиры к муниципальной собственности и до предоставления его истцу.
Как усматривается из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Нормы жилищного законодательства, действующие на момент предоставления служебного жилья истцу, а также действующие в настоящее время, не предусматривают изменяя статуса жилого помещения в судебном порядке.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного и признания за истцом права пользования на условиях социального найма.
С учетом изложенного, оснований для вывода об отсутствии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и оснований для удовлетворения исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья
РЕШИЛ
Исковые требования Лепина И. Н. – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья А.И. Басалаева
Мотивированное решение составлено 16 июня 2017 года