02 ноября 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего Зоренко Е.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлением ГКОУ Ростовской области детский дом № 7 в интересах Бойко Владислава Игоревича к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, третье лицо – МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону о признании права на включение в список на предоставление жилого помещения вне очереди, обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском в интересах Бойко Владислава Игоревича о признании права на включение в список на предоставление жилого помещения вне очереди, обязании поставить на учет. В обосновании требований указав на то, что в детском доме на государственном обеспечении находится Бойко В.И. 13.03.2000г.р., относящийся к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Бойко В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, также по этому адресу зарегистрированы ФИО10 и ФИО11, родственники Бойко В. У несовершеннолетнего Бойко В. отсутствует на праве собственности какое-либо жилое помещение. С целью постановки на квартирный учет в МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону были переданы документы, Администрацией района был составлен протокол заседания комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, по результатам которого вынесено решение об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего, являющегося членом семьи нанимателя жилого помещения по вышеуказанному адресу, в связи с соответствием учетной нормы жилой площади, предоставляемой на одного проживающего на данной жилой площади человека. С указанным решением Детский дом не согласен, поскольку Бойко В. не является членом семьи своего двоюродного брата ФИО10 Ранее Бойко проживал там со своей матерью, лишенной родительских прав в отношении своего сына, и снятой с регистрационного учета, и бабушкой ФИО11 Несовершеннолетний Бойко был вписан в типовой договор социального найма и вселен в жилое помещение не как член семьи нанимателя, а как проживающий на иных основаниях. Кроме того, количество зарегистрированных по указанному адресу не соответствует учетной норме площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, что является основанием для признания факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Бойко В.
Учитывая изложенное просил признать за несовершеннолетним Бойко В.И. право на предоставление жилого помещения вне очереди; обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону поставить Бойко В.И. на квартирный учет, как несовершеннолетнего, относящегося к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Представитель истца в лице Черепановой О.А. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону в лице Лохматовой Е.В., действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что прав несовершеннолетнего Бойко В.И. не нарушала, поскольку последний относится к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением. Законные представители несовершеннолетнего Бойко В.И. не обращались с заявлениями о включении его в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, отказов со стороны Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону по указанным основаниям не имеет место быть.
Представитель МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону своих представителей в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.06.2013 года, ФИО14 лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Бойко В.И. - 13.03.2000 г.рождения, несовершеннолетний передан под опеку МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону. Отец несовершеннолетнего умер 18.04.2006 года.
Распоряжением Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 12.09.2013г. №299, несовершеннолетний Бойко В.И. направлен в детское государственное учреждение постоянного пребывания.
Со 02.10.2013г. несовершеннолетний Бойко В.И. зачислен в качестве воспитанника ГКОУ Ростовской области детский дом № 7 с целью полного государственного содержания и воспитания, согласно приказа №87 от 02.10.2013г.
С 13.04.2000г. Бойко В.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью 22,75 кв.м Нанимателем указанного жилого помещения является ФИО10 (двоюродный брат Бойко В.И.), также зарегистрированный по данному адресу. Также по данному адресу зарегистрирована бабушка ФИО11
Протоколом заседания комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 07.10.2014г. в повестку дня (4) рассматривался вопрос об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего Бойко В.И., в занимаемом жилом помещении. По результатам которого принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего Бойко В.И., являющегося членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, в занимаемом жилом помещении в связи с соответствием учетной нормы жилой площади, предоставляемой на одного проживающего на данной жилой площади человека.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из преамбулы данного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит признать за несовершеннолетним право на право на предоставление жилого помещения вне очереди, обязав Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону поставить Бойко В.И. на квартирный учет, как несовершеннолетнего, относящегося к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Действующим законодательством вопросы постановки на учет лиц, относящихся к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Применительно к заявленным требованиям следует принять во внимание, что судебное решение об удовлетворении данных требований не должно подменять собой административную процедуру.
Признание права Бойко В.И. на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма не требуется, ибо данное право принадлежит истцу в силу закона.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается стороной истца заявлениями в органы опеки и попечительства, либо в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону по вопросу включения Бойко В.И. в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, законные представители Бойко В.И. никогда не обращались. Об этом в частности свидетельствует Информационное письмо МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону от 02.11.2017г.
Само по себе наличие Решения Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего Бойко В.И. в занимаемом жилом помещении не может свидетельствовать о нарушении его прав в части обеспечения жилым помещением. Более того, указанное решение не обжаловано в установленном порядке, и не лишает законных представителей Бойко В.И. права на обращение с заявлением о включении несовершеннолетнего в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Доказательств того, что Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону чинятся какие-либо препятствия в осуществлении прав истца на включение его в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не представлено, как и не представлено доказательств невозможности такого обращения, при том, что такая возможность истцом не утрачена.
Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В качестве уважительных причин, служащих основанием для защиты в судебном порядке прав ребенка-сироты на обеспечение жильем, могут являться следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов; установление обстоятельств того, что дети-сироты были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты.
В случае установления данных фактов суду надлежит удовлетворить требования указанной категории лиц о включении их в соответствующий список с целью обеспечения их жилым помещением.
Доказательств того, что Бойко В.И., либо его законные представители письменно обращались в администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону, либо МКУ «Отдел образования Ленинского района» г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении его как ребенка-сироты, в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, в материалы дела не представлено.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать свои жилищные права, истцом суду сообщено не было, соответствующие доказательства не представлены.
Учитывая в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений прав истцов, и полагает заявленные требования о защите нарушенных прав не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ГКОУ РО детский дом № 7 в интересах Бойко Владислава Игоревича к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону о признании права на включение в список на предоставление жилого помещения вне очереди, обязании поставить на учет – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Судья