№ 2-4904/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А., при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием истца Венгер С.Н., представителя истца Зотовой Е.А., представителя ответчика Головко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Венгер ФИО13 к ГУ МВД Саратовской области о признании права на получение жилой площади, постановке на учет, понуждении выделить жилую площадь, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Венгер С.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД Саратовской области с вышеуказанными требованиями. В обоснование своих исковых требований истец указывает, что он проходил службу в Вооруженных силах в период с 05 августа 1979 года по 20 августа 1992 г. Приказом МО РФ № 0218 от 21 июня 1992 года был уволен в запас (по сокращению штатов). В дальнейшем проходил службу в органах МВД в период с 21 октября 1992 года по 09 июня 2001 года. В настоящее время ему назначена пенсия за выслугу лет. Общий срок службы составляет 21 год 08 месяцев. В период 1995-1996 годы, проходя службу в Отделе вневедомственной охраны при УВД <адрес> ФИО1 <данные изъяты> написал рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В указанный период ФИО1 проживал совместно с матерью и отчимом в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Нанимателем по договору социального найма являлась мать Венгер С.Н. - ФИО6
По результатам рассмотрения его рапорта ему не было вручено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо об отказе. В ответ на обращение Венгера С.Н. об оказании содействия в решение жилищного вопроса ГУ МВД РФ по Саратовской области сообщило, что согласно данным Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД РФ по Саратовской области Вегнер С.Н. не состоит на учете сотрудников МВД России по Саратовской области и его территориальных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, принятых на данный учет до 1 марта 2005 года.
В настоящее время Вегнер С.Н. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма №12034 от 22 сентября 2010 года: двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. В данной квартире он зарегистрирован с членами семьи, состоящей их 4-х человек. Вегнер С.Н. и другие члены его семьи не имеют другие жилые помещения ни в собственности, ни по договору социального найма. При этом, за время службы в органах внутренних дел Вегнер С.Н. не был обеспечен жильем и единовременную социальную выплату не получал. На сегодняшний день, истец считает, что не утратил право на получение жилого помещения, предусмотренного законодательством. В связи с тем, что ему долгое время не было предоставлено жилое помещение его семья была вынуждена жить в стесненных условиях в квартире, фактически не пригодной для жилья. В результате бездействия ответчика истцу причинены нравственные страдания, моральный вред. Таким образом, истец просит обязать ответчика признать за Венгер С.Н. право на получение жилой площади, обязать ответчика восстановить истца на учете сотрудников МВД России по Саратовской области и его территориальных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, принятых на данный учет до 01 марта 2005 года, обязать ответчика представить истцу квартиру площадью не менее 72 кв.м., взыскать компенсацию морального вреда 1000000 рублей, взыскать расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере 39000 рублей и на оплату госпошлины в сумме 600 рублей.
Венгер С.Н. и его представитель Зотова Е.А.в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дали объяснения, аналогичные описательной части решения.
Представитель ответчика Головко Т.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование своих возражений указала, что истцом в период 1995-1996 г.г. по настоящее время, никаких документов в жилищно-бытовые комиссии ведомства ответчика не представлялись, что свидетельствует о том, что на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Венгер С.Н. не принимался. В ГУ МВД России по Саратовской области Венгер С.Н. с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался, учетное дело на него не заводилось. Истец полагает, что отсутствие уведомления об отказе в постановке на учет свидетельствует о его принятии на такой учет. Однако, уведомления о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ему также не направлялось. Таким образом, с учетом того, что после 1995-1996 г. г. какие-либо документы в жилищно-бытовую комиссию истцом не представлялись, вывод о постановке его на соответствующий учет по умолчанию является необоснованным. Как утверждает истец, в 1995-1996 г.г. им был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, каких-либо доказательств данного обстоятельства им не представлено. Поскольку на учет Венгер С.Н. должен был быть поставлен или был поставлен, как считает истец, в связи со службой в органах внутренних дел, считает, что данный спор вытекает из трудовых отношений, в связи с чем, истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями. Трудовые отношения с истцом, согласно представленного расчета выслуги лет для назначения пенсии, расторгнуты в 2001 году, а не в 2007 году, как указано в исковом заявлении. На основании изложенного, представитель ответчика просит применить последствия пропуска срока исковой давности. Истцом заявлены требования о возложении на ГУ МВД России по Саратовской области обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и в то же время предоставить Венгер С.Н. жилое помещение. Данные требования являются взаимоисключающими и не могут заявляться одновременно. Вместе с тем, истец не оговаривает, с какого времени он просит восстановить его на данном учете. Истцом заявлено требование о предоставлении ему жилого помещения не менее 72 кв.м., при этом из искового заявления непонятно, на каких членов семьи он просит предоставить жилое помещение, так же не представлено доказательств отсутствия в собственности, либо в пользовании жилых помещений, у истца, а также членов его семьи. Истцом не представлено доказательств физических или нравственных страданий, не указано, какими действиями (бездействием) сотрудников ГУ МВД России по Саратовской области ему причинен моральный вред. Представитель ответчика указала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствие со ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (ред. от 27.07.2010) "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пункт 10 Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади (утверждено Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. № 345) устанавливает возможность распределения жилой площади, поступающей в органы внутренних дел, с учетом сроков постановки очередников на учет.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с ЖК РФ.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу вышеуказанных правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудниками, гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, только при условии, если они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходили службу, до 01 марта 2005 года и состояли на учете на момент увольнения.
Статья 30 ЖК РФ предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного запроса.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, заявляющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В коде перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Приказ МВД РФ № 18 от 05.01.1996 г. также предусматривал, что списки очередников утверждались в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивались в доступном для ознакомления месте. Для рассмотрения на заседании ЖБК необходимо подтвердить отсутствие изменений жилищных условий, представить ряд документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец проходил службу в Вооруженных силах в период с 05 августа 1979 года по 20 августа 1992 г. Приказом МО РФ № 0218 от 21 июня 1992 года был уволен в запас (по сокращению штатов). В дальнейшем проходил службу в органах МВД в период с 21 октября 1992 года по 09 июня 2001 года (л.д.13-15). В настоящее время ему назначена пенсия за выслугу лет. Общий срок службы составляет 21 год 08 месяцев.
В период 1995-1996 годы, проходя службу в Отделе вневедомственной охраны при УВД Ленинского района г. Саратова, как он утверждает, Венгер С.Н. написал рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В указанный период Венгер С.Н. проживал совместно с матерью и отчимом в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Нанимателем по договору социального найма являлась мать Венгер С.Н. - ФИО6 (л.д.22).
В настоящее время Венгер С.Н. является нанимателем данного жилого помещения и продолжает в нем проживать совместно с семьей, в состав которой входят его жена ФИО9 и две ее дочери (л.д. 23,42).
Истец в судебном заседании поясняет, что по результатам рассмотрения его рапорта ему не было вручено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо об отказе.
В ответ на обращение Венгера С.Н. об оказании содействия в решение жилищного вопроса ГУ МВД РФ по Саратовской области сообщило, что согласно данным Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД РФ по Саратовской области Вегнер С.Н. не состоит на учете сотрудников МВД России по Саратовской области и его территориальных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, принятых на данный учет до 1 марта 2005 года.
Проанализировав положения нормативно правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд правильно указал, что до 01.03.2005 г. принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту работы осуществлялось на основании поданного рапорта (заявления) с приложением предусмотренных законом документов, оформлялось путем вынесения уполномоченной комиссией учреждения соответствующего положительного решения, при этом сведения о принятом на учет гражданине вносились в документ строгой отчетности - книгу учета, на гражданина заводилось учетное дело.
В судебном заседании Венгер С.Н. и его представителю разъяснялись положения ст. 56,60 ГПК РФ, однако каких-либо иных доказательств на обозрение суда ими не было представлено. Более того, истец настаивал на рассмотрении иска в представленной им редакции.
Довод истца о том, что в 1992-1993 годах им на резолюцию руководителю был подан рапорт (заявление) о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, который был утрачен ответчиком, не может быть принят судом как не нашедший своего документального подтверждения.
К показаниям свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12 суд относится критически, поскольку не один из свидетелей не смог пояснить, нуждался ли ФИО1 в улучшении жилищных условий, указать конкретный период времени сдачи документов в жилищную комиссию и их перечень, что было сделано истцом для восстановления своего нарушенного права. Более того свидетельские показания не являются допустимыми по рассматриваемой категории дел.
При изложенных обстоятельствах, поскольку факт обращения истца к ответчику с рапортом (заявлением) о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не нашел своего документального подтверждения, решения жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения не принималось, с учетом того, что истец обратился к ответчику с заявлением о восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г., когда норма о предоставлении сотруднику УИС жилого помещения в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утратила действие, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
Таким образом, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, обязывающей участников гражданского судопроизводства представлять доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых они основывают свои требования, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных им требований.
Проанализировав представленные в дело доказательства, и оценив их по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в установленном законом порядке Венгер С.Н. не признавался в период прохождения службы в органах внутренних дел нуждающимся в улучшении жилищных условий, никаких действий, направленных на постановку на указанный учет, не предпринимал, после увольнения также не ставил вопрос об этом.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Венгер С.Н. до 01 марта 2005 года был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и состоял на этом учете на момент увольнения, в материалы дела представлено не было, суд, с учетом вышеприведенных нормативных положений, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для восстановления Венгер С.Н. на учете сотрудников МВД России по Саратовской области и его территориальных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, принятых на учет до 01 марта 2005 года.
В удовлетворении требований о предоставлении и получении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов также надлежит отказать, поскольку они являются производными от основного требования о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилого помещения, в удовлетворении которого отказано ранее.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Венгер ФИО14 к ГУ МВД Саратовской области о признании права на получении жилой площади, постановке на учет, понуждении выделить жилую площадь, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья