Дело № 2-1250/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,
с участием истца и его представителя адвоката Хариной Т.И., действующей по ордеру адвокатского образования от ДАТА.,
представителя ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России - Орловой А.Н., действующей на основании доверенности от ДАТА. сроком на один год,
представителя ответчика Министерству обороны России - Рубцовой И.И., действующей по доверенности от ДАТА. сроком до ДАТА.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова ФИО9 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Министерству обороны России о признании права на получение жилого помещения в избранном месте жительства, после увольнения с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Министерству обороны России о признании права на получение жилого помещения в избранном месте жительства, после увольнения с военной службы, в обоснование иска указал, что приказом Министра обороны СССР от 07.09.1991 года был уволен из Вооруженных Сил, в связи с предельным сроком пребывания на военной службе по ст. 59 п.А (по возрасту) с правом ношения военной формы одежды. Исключен из списков личного состава части с 25.10.1991 года приказом командира войсковой части № № от 23.10.1991 года. Постоянным местом жительства истцом был выбран <адрес>, в Горисполком которого истцом были представлены необходимые для выделения жилья документы. До 1998 года истец ежегодно обращался в Минский горисполком, предоставлял необходимые документы для подтверждения очередности для получения жилья. В апреле 1999 года истцу было отказано в выдаче ордера на получение жилья. В мае 1993 года квартира по прежнему месту жительства по адресу: <адрес> сдана истцом в КЭЧ г. Хабаровска, выданную справку о сдаче квартиры истец лично представил в Минский городской исполнительный комитет. Однако справка была утеряна. В марта 2017 года истец обратился в Управление жилищной политики Минского городского исполнительного комитета по электронной почте с просьбой выдать ему документы, подтверждающие отказ в выдаче ордера на квартиру в г. <адрес>. Из ответа Управления от 10.04.2017 года следует, что в связи с истечением срока хранения документов и давностью событий представить такой документ они не могут. В марте 2017 года истец обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с просьбой выдать документы, подтверждающие сдачу квартиры в г. Хабаровске Министерству обороны. Из письма ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 07.06.2017 года следует, что при реорганизации органов, ведающих жильем в МО. На момент ликвидации Хабаровской КЭЧ в 2001 году истец на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял, учетное дело в архив Управления не передано. Из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 14.04.2017 года следует, что факт сдачи жилого помещения по адресу: <адрес> и выдачи справки о сдаче жилого помещения от 21.05.1993 года управление подтверждает. 23.05.2017 года истец обратился к ответчику с просьбой обеспечить его жилой площадью в г. Хабаровске. Ссылается на ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №-ФЗ "О статусе военнослужащих", и указывает, что по общему правилу нормы, улучшающие положение военнослужащих и иных граждан имеют обратную силу. На момент увольнения истца действовал Приказ Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте»: «Военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью: Все вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью военнослужащих, должны решаться по месту прохождения ими службы…». Таким образом, при увольнении в запас истец не был обеспечен жильем по избранному месту жительства. При увольнении с военной службы имеет военную выслугу более <данные изъяты> календарных лет, все это дает ему право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в г. <адрес> по избранному месту жительства за счет средств, выделяемых из Федерального бюджета Министерству обороны РФ на строительство и приобретение жилых помещений.
Просит признать за ним право на получение жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ на строительство и приобретение жилых помещений; возложить на Министерство обороны РФ обязанность в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда приобрести либо построить и выделить истцу квартиру в г. <адрес> и предоставить в собственность жилое помещение по установленным нормам в избранном месте жительства – городе <адрес>, соответствующее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством РФ.
В ходе судебного заседания истец изменил предмет иска – просит признать за ним право на получение жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в г. Хабаровске за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации на строительство и приобретение жилых помещений; Возложить на Министерство Обороны РФ обязанность в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда приобрести либо построить и выделить мне квартиру в г. Хабаровске и предоставить в собственность жилое помещение по установленным нормам в избранном месте жительства - городе Хабаровске, соответствующее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Истец пояснил, что проживает на настоящий момент с внучкой в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России в судебном заседании иск не признала, указав, что истец уволен с военной службы в 1991 году, когда действовало другое законодательство. Был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в <адрес>, где ему распределялось жилое помещение в 1999 году, но не было представлено, с данным фактом истец согласился, его не оспаривал. В ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о постановке на учет нуждающихся не обращался, обращался 22.05.2017г. по поводу предоставления жилья в г. Хабаровске. При этом ФГКУ «Востокрегионжилье» в целях обеспечения жильем, ведет учёт военнослужащих, уволенных после 2005 года. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика Минобороны России исковые требования не признала, поскольку жилыми помещениями, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечиваются военнослужащие, уволенные после 2005 года.
На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Морозов А.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР с 01.09.1958 года по 25.10.1991 года, уволен с действительной военной службы с зачислением в запас приказом Министра обороны СССР № от 07.09.1991 года по ст. 59 п. «А» (по возрасту) с правом ношения военной формы одежды. Исключен из списков личного состава части с 25.10.1991 года приказом командира войсковой части № от 23.10.1991 года, что подтверждается справкой от 29.06.2017 года Военного комиссара Центрального и Железнодорожного района г. Хабаровска, выпиской из приказа от 23.10.1991г.
Из ответа Управления жилищной политики Минского городского исполнительного комитета от 10.04.2017 года на заявление Морозова А.В. о предоставлении документов, подтверждающих отказ в выдаче ордера в 1999 году на квартиру в г. Минске, следует, что в связи с истечением срока хранения документов и давностью события предоставить такой документ не представляется возможным.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно сообщения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 14.04.2017 года, в период прохождения службы в г. Хабаровске, Морозов А.В. обеспечивался жилым помещением по адресу: <адрес>. При увольнении, вышеуказанное жилое помещение сдано установленным порядком, о чем ФГУ «Хабаровская КЭЧ» выдана справка о сдаче жилого помещения от 21.05.1993 года №. Факт выдачи жилого помещения по адресу<адрес> и выдачи справки о сдаче жилого помещения подтвердили.
Как видно из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 07.06.2017 года, по архивным сведениям ФГУ «Хабаровской КЭЧ» МО РФ переданным в Управление, истец на учете нуждающихся в получении постоянного жилья не состоял. При ликвидации Хабаровской КЭЧ района в архив Управления сдавались учетные дела военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Учитывая, что на момент ликвидации Хабаровской КЭЧ района в 2011 году, истец не состоял на учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, то учетное дело в архив Управления не передано. В соответствии с нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, действовавшими на момент увольнения истца из рядов Вооруженных Сил РФ, ведение учета военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установлению очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства не входило в компетенцию Министерства обороны и было возложено на органы местного самоуправления. Истец уволен с военной службы с зачислением в запас 1991 году, в связи с чем оснований для обеспечения истца жилым помещением от Министерства обороны РФ отсутствуют.
Как следует из паспорта истца и выписки из ЕГРН от 28.08.2017г., истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое принадлежит на праве собственности с 14.07.2017г. Пальвинской С.Д..
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из общих начал гражданского законодательства, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с чем, доводы искового заявления о том, что к спорным правоотношениям должно применяться действующее законодательство, в том случае если оно улучшает положение истца, не соответствует гражданскому законодательству.
В соответствии со статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», действующей на момент увольнения истца, (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.), обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Как следует из п.19 главы 3 Постановления Совмина СССР от 17.02.1981 г. №193 «Об утверждении положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Таким образом, действующим на момент увольнения истца законодательством полномочия по обеспечению жильем уволенных с военной службы военнослужащих были возложены на органы местного самоуправления.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (часть1). Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 2.1).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, в том числе до 01.01.2005г., предусмотрено законом, регулирующим на настоящий момент спорные правоотношения, только в том случае, если они были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств того, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, после увольнения с военной службы, не имеется. В случае если он состоял на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Минске, то в связи с необеспечением его жилым помещением по избранному при увольнении с военной службы месту жительства и изменении места жительства на г. Хабаровск либо иной населенный пункт, ему необходимо было обратиться по поводу принятия на учет в органы местного самоуправления по новому месту жительства.
Кроме того, как ранее действующим, так и настоящим законодательством предусмотрено обеспечение за счет государства военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) в случае их нуждаемости в жилых помещениях.
При этом доказательств нуждаемости истца в жилых помещениях, как на момент увольнения с военной службы, так и на протяжении всего времени, прошедшего с момента увольнения его со службы, не имеется. О своих правах на обеспечение жильём с 1991 до 2017 г.. то есть на протяжении почти 26 лет, истец не заявлял.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Морозова ФИО10 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Министерству обороны России признать за ним право на получение жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в г. Хабаровске за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации на строительство и приобретение жилых помещений; возложить на Министерство Обороны России обязанность в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда приобрести либо построить и выделить квартиру в г. Хабаровске и предоставить в собственность жилое помещение по установленным нормам в избранном месте жительства - городе Хабаровске, соответствующее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством России – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДАТА
Судья: /подпись/