Дело № 2-1166/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Голиковой А.В.,
с участием истца и его представителя истца - Юрченко Е.Н., действующего по доверенности от 20.03.2017г. сроком на два года,
представителя ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» – Орловой А.Н., действующей по доверенности от 15.09.2016 г. сроком на один год,
представителя ответчика Министерства обороны России – Пак А.М., действующей по доверенности от 20.12.2016г. сроком до 08.12.2018г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Коковиной И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коковина ФИО10 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в обоснование указав, что 28.12.2016г. он уведомлен о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которое принято 27.12.2016г., в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Учетная норма жилого помещения по избранному месту жительства в г. <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения. В собственности супруги истца Коковиной И.Б. имеется жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>. К членам семьи истца кроме его супруги относятся дочь Коковина Е.П., сын Коковин В.П. и сын Коковин А.П.. Таким образом, учётная норма принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. <данные изъяты> на семью из пяти человек составляет <данные изъяты> кв.м., что недостаточно при наличии у супруги квартиры большей площади. Между тем, такой формальный подход противоречит действующему законодательству и является нарушением конституционного права истца на жилище. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № от 18 марта 2014 года истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, исходя из состава семьи в пять человек, с21 ноября 2013 года по избранному месту жительства г. <данные изъяты>. За период с даты принят на учет ему несколько раз предлагались различные варианты квартир, однако он от их получения отказывался, считая площадь квартиры или количество комнат не соответствующими действующему законодательству. К заявлению о постановке на учет были приложены все необходимые документы, в том числе обязательство супруги о сдаче принадлежащего ей жилого помещения. Данная квартира была приобретена ей по договору купли-продажи до вступления в брак с истцом. Таким образом, ни он, ни его дети не имеют имущественных прав на указанную квартиру. 02.12.2014г. ФГКУ «Востокрегионжилье» рассмотрело вопрос передачи жилого помещения супруги истца для нужд Министерства обороны России, для окончательного решения его обязали предоставить необходимый пакет документов. Однако решение о национализации так и не было принято.
Просит признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России № от 27 декабря 2016 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России поставить на учет нуждающихся исходя из состав семьи пять человек, включая супругу Коковину ФИО11, детей Коковину ФИО12, Коковина ФИО13, Коковина ФИО14 по избранному месту жительства в <данные изъяты>;
признать право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищного сертификата) либо жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, из расчета <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, состоящей из пяти человек, а всего не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, без учета подлежащей сдаче в собственность Министерства обороны России площади квартиры, принадлежащей супруге Коковиной ФИО15, расположенной по адресу: <адрес>
признать целесообразность и потребность Министерства обороны России в передаче в собственность квартиры, принадлежащей Коковиной ФИО16, расположенной по адресу: <адрес>, с отнесением его к специализированому жилищному фонду в целях предоставления служебного жилого помещения военнослужащим войсковой части №
обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» принять в федеральную собственность квартиру, принадлежащую Коковиной ФИО17, расположенную по адресу: Советско<адрес>
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объёме по изложенным в иске основаниям, не согласны с доводами представителей ответчиков.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России иск не признала, пояснив, что решение о снятии истца с учета было принято законно и обоснованно, поскольку он не является нуждающимся в жилом помещении. При этом порядок принятия в собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности по договору купли-продажи, отсутствует.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации иск не признала, поддержав доводы представителя ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Коковина И.Б. иск поддержала, согласна сдать принадлежащее ей жилое помещение.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Коковин П.С. проходил военную службу, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении <данные изъяты> месяца.
Решением № от 18 марта 2014 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи пять человек.
27 декабря 2016 года решением № ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России Коковин П.С. составом семьи 5 человек, снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации: утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В письме от 28.12.2016г. о направлении выписки из решения истцу разъяснено, что он снят с учета нуждающихся, в связи с наличием у супруги на праве собственности жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м..
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции России определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено, Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). (п. 1 в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.08.2015 N 900, от 29.12.2016 N 1540) В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Статьей 51 Жилищного кодекса России установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании договора купли-продажи от 19.10.1998г. Коковиной И.Б. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, где проживает семья.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, истец, проживая с супругой в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении является членом семьи собственника жилого помещения.
Учетная норма жилого помещения по избранному месту жительства установлена в <данные изъяты> кв.м. Законом <данные изъяты> № № от 19 июля 2005 года.
Тем самым, истец и его семья обеспечены жильем в пределах учетной нормы жилого помещения (по 9 кв.м. на 5 членов семьи =45 кв.м.), и не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, согласно нормам жилищного законодательства.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 года (далее Правила) основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в жилых помещениях, но при этом они должны сдать занимаемое жилое помещение Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Основания и порядок сдачи жилых помещений, входящих в жилищный фонд Министерства обороны России регулируются Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом Министерства обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280), а также Инструкцией о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений (утв. Приказом Министерства обороны РФ от 12 июля 2011 года N 1133).
Исходя из приведённого выше законодательства следует, что военнослужащий вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением по избранному месту жительства, при отсутствии нуждаемости в жилых помещениях, лишь при наличии возможности сдать занимаемое по месту службы жилое помещение жилищного фонда Министерства обороны России.
Однако возможность сдачи Минобороне России, находящегося в собственности супруги истца жилого помещения отсутствует, соответственно оснований для обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства в г. <данные изъяты>, Министерством обороны России не имеется.
Согласно статье 56 ч. 1 п.2, ч Жилищного кодекса России, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
При отсутствии оснований для обеспечения истца жилым помещением по избранному места жительства в г. <данные изъяты>, он обоснованно был снят с учета нуждающихся уполномоченным органом ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Коковина ФИО18 к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России № от 27 декабря 2016 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложении обязанности на ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России поставить на учет нуждающихся исходя из состав семьи пять человек, включая супругу Коковину ФИО19, детей Коковину ФИО20, Коковина ФИО21, Коковина ФИО22 по избранному месту жительства в г. <данные изъяты>; признать право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищного сертификата) либо жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, из расчета <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, без учета подлежащей сдаче в собственность Министерства обороны России площади квартиры, принадлежащей супруге Коковиной ФИО23, расположенной по адресу: <адрес>; признании целесообразности и потребности Министерства обороны России в передаче в собственность квартиры, принадлежащей Коковиной ФИО24, расположенной по адресу: <адрес> с отнесением его к специализированому жилищному фонду в целях предоставления служебного жилого помещения военнослужащим войсковой части № возложении обязанности на ФГКУ «Востокрегионжилье» принять в федеральную собственность квартиру, принадлежащую Коковиной ФИО25, расположенную по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Решение в окончательной форме составлено ДАТА года.
Судья: /подпись/