8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанностей принять на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сиро

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

19 апреля 2017 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Колосуниной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующего в интересах Меньшикова В.В., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району о признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанностей принять на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, приобрести за счет средств областного бюджета, заключить договор специализированного найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действуя в интересах Меньшикова В.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району о признании за Меньшиковым В.В., *** года рождения, права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанностей: на ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району – включить Меньшикова В.В. в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения; на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение Меньшикову В.В., общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории г. Красноуфимска Свердловской области; на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» - заключить с Меньшиковым В.В. договор найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований заместитель прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Меньшикова В.В., *** года рождения, о нарушении его права как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном непредоставлении жилого помещения, отказе признания за ним права на предоставление жилого помещения, непредоставлении жилого помещения. Установлено, что <***> Сведения об отце записаны органами ЗАГС со слов матери ребёнка. За Меньшиковым В.В. было закреплено жилое помещение по адресу: ***. С 1995 по 2005 гг Меньшиков В.В. являлся воспитанником ГКОУ СО «Нижнесергинский детский дом». Затем он проходил обучение в ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» до 2008 года, где ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялось общежитие. Вместе с тем, ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» и ГКОУ СО «Нижнесергинский детский дом», являвшиеся на тот период времени законными представителями Меньшикова В.В., с заявлением о постановке его на учёт для целей предоставления жилых помещений не обращались, информацией о состоянии закреплённого за ним жилого помещения не располагали. После выпуска из ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» Меньшиков В.В. обратился с устным заявлением в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району, где ему пояснили, что он имеет право на предоставление жилого помещения, а также разъяснили порядок постановки на учёт. Однако состояние закреплённого за Меньшиковым В.В. жилого помещения за весь период его нахождения в государственных учреждениях не проверялось. Об этом свидетельствует акт о непригодности жилого помещения для проживания от 13.11.2008. С 2009 по 2010 гг Меньшиков В.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. В 2013 году он обратился с письменным заявлением о постановке его на учёт в качестве лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения. В удовлетворении заявления Меньшикову В.В. было отказано. В настоящее время Меньшиков В.В. относится к лицам из категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовал своё право на предоставление жилого помещения.

Ответчики,не признавая за Меньшиковым В.В. право на обеспечение жилым помещением, не исполняя обязанности по обеспечению его жилым помещением, нарушают его жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и законодательством, что приводит прокурора к необходимости обращения с иском в суд.

Истец – Меньшиков В.В., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району – Чухарева Т.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления и пояснила, что Меньшиков В.В. до достижения им возраста 23 лет не обращался в жилищный отдел администрации городского округа Красноуфимск с заявлением о принятии на учёт для предоставления жилого помещения и не предоставил документы, подтверждающие статус лица, оставшегося без попечения родителей. 20.02.2013 в Управление поступило заявление от Меньшикова В.В. о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. К своему заявлению он не приложил документы, подтверждающие статус лица, оставшегося без попечения родителей. Учитывая изложенное, Меньшиков В.В. не обосновал уважительный характер причин пропуска срока обращения в органы, осуществляющие учёт детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилых помещений. Просит отказать Меньшикову В.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению в полном объёме.

Представители ответчиков – Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, направили письменные отзывы на иск.

Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – Осинникова К.О., действующая на основании доверенности №7 от 31.01.2017, указала, что Меньшиков В.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно направляемом Министерством социальной политики Свердловской области в Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не значится и не состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области. Меньшиков В.В. до достижения возраста 23 лет не обращался с заявлением о постановке его на такой учёт. Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не знало и не могло знать о нуждаемости Меньшикова В.В. в предоставлении жилого помещения. Кроме того, факт нуждаемости Меньшикова В.В. в предоставлении жилого помещения не подтверждён. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» - Савинов М.В., действующий на основании доверенности *** от ***, указал, что Меньшиков В.В. в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23 лет. По достижении 23 лет Меньшиков В.В. утратил право на получение меры социальной поддержки,так как отсутствует одно из установленных законодателем условий предоставления жилого помещения. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших Меньшикову В.В. обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учёт в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в возрасте от 18 до 23 лет. Просит отказать Меньшикову В.В. в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, – Государственного казённого учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Нижнесергинского района» (ГКУ «СРЦН Нижнесергинского района») и ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум», извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, направили письменные отзывы на иск.

Директор ГКУ «СРЦН Нижнесергинского района» Мальцева И.В. в письменном отзыве на иск пояснила, что на момент пребывания воспитанника Меньшикова В.В. в Нижнесергинском детском доме государственные опекуны не имели полномочий поставить его на учёт как нуждающегося в жилом помещении по причине того, что этим занимались органы опеки и попечительства. Меньшиков В.В. родился и зарегистрирован по месту жительства в г. Красноуфимске. Вопрос о выделении ему жилого помещения должен был разрешаться по месту его регистрации. В устной форме Меньшиков В.В. был проинформирован о необходимости обращения в администрацию г. Красноуфимска для постановки его на учёт как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Не возражает против удовлетворения исковых требований Меньшикова В.В.

Директор ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» Звягинцев С.М. в письменном отзыве на иск пояснил, что Меньшиков В.В. с 2005 г. по 2008 г. проходил обучение политехникуме. Сведений о непригодности для проживания закреплённого за ним жилого помещения по адресу: ***2, у руководства образовательного учреждения не имелось. Не возражает против удовлетворения исковых требований Меньшикова В.В.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истец, ответчики и третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Меньшиков В.В., *** года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <***> Сведения об отце Меньшикова В.В. – М. – записаны по указанию матери. 11.03.2003 мать Меньшикова В.В. – А. умерла (л.д. 17, 35-38, 53, 60).

Как видно из справки, выданной Администрацией г. Красноуфимска Свердловской области, Меньшиков В.В. вместе с матерью и братьями, С., Ю. и К., зарегистрированы по адресу: ***.

Согласно постановлению Главы администрации г. Красноуфимска Свердловской области №716 от 17.08.1995 Меньшиков В.В. был направлен в детский дом.

Согласно справке, выданной ГОУ «Нижнесергинский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Меньшиков В.В., *** года рождения, проживал в детском доме, расположенном по адресу: ***, c 15.10.1999 по 30.08.2005.

Согласно исковому заявлению и объяснениям директора ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум» Звягинцев С.М., Меньшиков В.В. с 2005 г. по 2008 г. проходил обучение политехникуме и проживал в общежитии.

Из письменных объяснений Меньшикова В.В., данных их в прокуратуре Железнодорожного района г. Екатеринбурга, следует, что в настоящее время он фактически проживает в ***38/4, каких-либо прав на жилое помещение по этому адресу не имеет. О необходимости подачи письменного заявления в органы опеки и попечительства для постановки на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудники детского дома и политехникума ему не сообщали. После окончания обучения в Богдановичском политехникуме он с 2008 по 2013 гг неоднократно обращался в органы опеки и попечительства г. Красноуфимска для предоставления ему жилого помещения, при этом о необходимости постановки на учёт его не информировали. О закреплении за ним жилого помещения в ***, Меньшикову В.В. стало известно от директора детского дома в 2008 году, однако он в нём проживает.

Суд учитывает, что документ, на основании которого за Меньшиковым В.В. закреплено жилое помещение по указанному адресу, стороны и третьи лица в ходе судебного разбирательства не представили. С учётом отсутствия допустимых и достоверных доказательств закрепления за Меньшиковым В.В. жилого помещения, суд не считает возможным посчитать данный факт установленным. Кроме того, согласно акту от *** обследования технического состояния *** жилом *** в ***, жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания и не подлежит ремонту или реконструкции (л.д. 62).

Из справки №575 от 09.07.2008 видно, что Управление социальной защиты населения по г. Красноуфимску и Красноуфимскому району признавало, что Меньшиков В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Между тем, письмом исх. 363 от 04.03.2013 начальник ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Красноуфимску и Красноуфимскому району отказал Меньшикову В.В. в удовлетворении заявления о постановке на учёт для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области, поскольку он не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Однако из материалов дела и объяснений Меньшикова В.В. видно, что имелись причины объективного характера, препятствовавшие ему после прекращения попечительства, в возрасте от 18 до 23 лет обратиться в органы опеки и попечительства с целью постановки на учёт в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. До достижения Меньшиковым В.В. возраста 23 лет органами опеки и попечительства не принимались меры к постановке истца на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Право на обращение с соответствующим письменным заявлением для принятия на такой учёт ему также не разъяснялось.

Таким образом, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства,образовательными учреждениями, в которых обучался и воспитывался Меньшиков В.В., обязанностей по защите его жилищных прав и разъяснению ему права на предоставление жилья, явились препятствиями для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и причиной, по которой он несвоевременно, после достижения возраста 23 лет, обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения по истечении срока для реализации данного права. Указанные причины суд считает уважительными.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения определен следующими юридическими фактами: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования; окончание прохождения военной службы по призыву; окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ).

Судом установлено, что Меньшиков В.В. не имеет в собственности жилых помещений и не участвовал в приватизации жилых помещений, что подтверждается справками и уведомлениями, предоставленными 04.04.2017 и 19.04.2017 филиалом «Красноуфимское БТИ» СОГУП «Областной центр недвижимости», 14.04.2017 ЕМУП БТИ, 04.04.2017 Управлением Росреестра по Свердловской области. Сведений о том, что Меньшиков В.В. является нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения в материалах дела также отсутствуют.

Следовательно, Меньшиков В.В. относится к числу лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии – предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд признаёт за Меньшиковым В.В. право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возлагает на ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району обязанность принять Меньшикова В.В., *** года рождения, на учёт для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Таким образом, в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления Меньшикову В.В. органами исполнительной власти по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы.

На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011–2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. №84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 2).

Согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

В соответствии с п.п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. №527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 г. №107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с 01.01.2013 г.

Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1998 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:

- Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;

по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области должна быть возложена обязанность приобрести Меньшикову В.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории г. Красноуфимска Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Красноуфимска. В свою очередь, на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» суд возлагает обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения для заключения с Меньшиковым В.В., *** года рождения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующего в интересах Меньшикова В.В., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району города Екатеринбурга о признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанностей принять на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, приобрести за счет средств областного бюджета, заключить договор специализированного найма жилого помещения – удовлетворить.

Признать за Меньшиковым В.В. право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району принять Меньшикова В.В., *** года рождения, на учёт для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счёт средств областного бюджета приобрести Меньшикову В.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории г. Красноуфимска Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах города Красноуфимска.

Обязать Государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения для заключения с Меньшиковым В.В., *** года рождения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн