Дело № 2-1390/2017
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
02 октября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С. И.,
при секретаре Долгих И.С., с участием представителя ответчика по доверенности Дулениной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисового Владимира Ивановича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Лисовой В.И. обратился в суд с требованиями к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. В обоснование требований истец указал, что проходил военную службу более 20 лет, уволен из войсковой части № по сокращению штатов в ДАТА году, при увольнении написал рапорт на предоставление жилья в <адрес>, согласился проживать в служебной квартире на <адрес>. За период военной службы жилое помещение от Министерства обороны РФ не получал. Основанием для увольнения с военной службы явился рапорт истца, в котором он указывал, что жилой площадью не обеспечен, желает получить квартиру, что также он подтвердил в листе беседы. Так как с момента увольнения с военной службы и в течение длительного периода времени истцу жилое помещение не предоставлено, в целях реализации своего права на жилье, он обратился к ответчику в 2016 году. Ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» ему отказано в постановке на учет. Полагал, что, поскольку истец проходил военную службу более 20 лет, у него возникло право на обеспечение жильем, командиром войсковой части, как представителем государства, никаких мер по содействию и обеспечению реализации данного права сделано не было, должностными лицами не исполнены возложенные на них обязанности о разъяснении порядка постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств Министерства обороны РФ; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с ДАТА, на состав семьи 3 человека по избранному месту жительства – <адрес>.
В судебное заседание истец Лисовой В.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно поступившего заявления, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Дуленина Е.М. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым указала, что Лисовой В.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, ДАТА уволен с военной службы в запас по п. «в» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССА, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДАТА № (сокращение штата), выслуга в календарном исчислении составила 23 года. Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Лисового В.И. с военной службы был урегулирован Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 №285, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 №193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 №1131 «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы» и пункта 5 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 №237-74 при условии предъявления ими настоящего удостоверения и справки о том, что они проходили действительную военную службу в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы более 5 календарных лет; а уволенных после 1991 года – при предъявлении ими настоящего удостоверения и справки о прохождении на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. В соответствии со ст. 72 Закона СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действующего на момент увольнения истца с военной службы, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производился исполнительными комитетами местных советов народных депутатов в порядке, установленном Советом Министров СССР. В период прохождения военной службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. В период прохождения военной службы истцу КЭЧ Домнинского района Забайкальского края было предоставлено жилое помещение на состав семьи 3 человека – двухкомнатная квартира общей площадью 53,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в которой он проживает до настоящего времени. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок. Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления. Вместе с тем, Лисовой В.И. уволен с действительной военной службы с 11.07.1991 г., и с этого момента истец утратил статус военнослужащего. Реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы. Оснований для признания за Лисовым В.И. права состоять на учете и принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, за счет средств Министерства обороны РФ, не имеется. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Истец Лисовой В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, уволен с действительной военной службы ДАТА. по сокращению штатов, выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года, что подтверждается удостоверением № т ДАТА, справкой Военного комиссариата Читинской области от ДАТА.
Основанием к увольнению послужил рапорт Лисового В.И., в котором содержится просьба об увольнении. Иных заявлений, в том числе о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, либо предоставлении жилого помещения по договору социального найма, рапорт не содержит.
В листе беседы при увольнении истца, подписанной Лисовым В.И., разъяснены основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества по трудовому устройству и материально-бытовому обеспечению при увольнении, определено место жительства, определен срок представления к увольнению. В ходе проведенной беседы от Лисового В.И. просьб и вопросов не высказано.
В период прохождения военной службы Лисовому В.И. предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: <адрес>, на состав семьи 3 человека, в том числе супругу – ФИО1, сына ФИО2, в подтверждение чего представлен ордер №, выданный КЭЧ Домнинского района Забайкальского военного округа ДАТА В данном жилом помещении истец и члены его семьи зарегистрированы и проживали на момент увольнения Лисового В.И., и проживают по настоящее время, что подтверждается справкой Домненского домоуправления от ДАТА, копией паспорта Лисового В.И., выпиской из лицевого счета по квартире по состоянию на 27.06.2017 г., справкой ООО «ГУЖФ» от 14.08.2017 г.
Сведений об отнесении жилого помещения к служебному фонду материалы дела не содержат.
Лисовой В.И. не имеет жилых помещений на праве собственности на момент увольнения с военной службы и по настоящее время, что подтверждается справкой от 18.07.1991 г., справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.06.2017 г.
Судом установлено, что Лисовой В.И. неоднократно обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлениями о предоставлении сведений о том, положена ли ему квартира от Министерства обороны РФ, когда и на каких основаниях жилое помещение будет ему предоставлено, какие документы необходимо предоставить.
В сообщениях от 14.10.2015 г. и от 04.04.2016 г. ФГКУ «Востокрегионжилье» указано, что до 09.11.2010 г. порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, осуществлялся в рамках приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, в соответствии с которым решение о принятии на учет принималось жилищной комиссией войсковой части совместно с довольствующейся КЭЧ района. По сведениям квартирно-эксплуатационных частей районов, ОМИС Министерства обороны РФ, переданных в ФГКУ «Востокрегионжилье» по состоянию на 09.11.2010 г., Лисовой В.И. не признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны по ранее установленному порядку. Истцу предложено разрешить жилищный вопрос на общих основаниях в порядке ст. 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации через органы местного самоуправления по месту регистрации.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2005 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Лисового В.И. с военной службы был урегулирован Жилищным кодексом РСФСР, Законом СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте"), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193),
В соответствии со ст. ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 72 Закона СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производился исполнительными комитетами местных советов народных депутатов в порядке, установленном Советом Министров СССР.
В соответствии с п. 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносились на основании решений командиров воинских частей. При этом согласно п. п. 1, 6 Положения о жилищных комиссиях (Приложение N 1 к Положению), в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создавались жилищные комиссии. На жилищную комиссию воинской части возлагалась обязанность по рассмотрению списков и проверке жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади.
Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего в настоящее время, к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы вышеуказанным нормам, которыми предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
На момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления – исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, из чего следует, что право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
Истцом в материалы дела представлено заявление от 18.07.1991г., адресованное председателю жилищной комиссии горисполкома <адрес> о постановке в очередь для получения квартиры в <адрес>, на состав семьи 3 человека, в том числе супругу ФИО1, сына ФИО2, однако, данных об отправке данного заявления, регистрации уполномоченным органом и последующего решения, принятого по данному заявлению, материалы дела не содержат. Кроме того, данное заявление написано после увольнения ДАТА истца с действительной военной службы.
Учитывая, что истцом не были представлены доказательства свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части, а, равно как, и не были представлены допустимые доказательства его обращения в орган местного самоуправления по вопросу его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятия органом местного самоуправления решения о постановке истца на указанный учет, суд пришел к выводу, что в настоящее время, спустя более чем 26 лет со дня увольнения с военной службы, истец не вправе требовать признания за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Утверждение Лисового В.И. о том, что до увольнения ему не был разъяснен порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, кроме пояснений об этом истца ничем не подтверждено.
Доказательств постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до увольнения с военной службы суду не представлено. Кроме того, истцу предоставлено жилое помещение в период прохождения военной службы, сведений о выселении истца и членов его семьи из занимаемого им жилого помещения материалы дела не содержат.
Как установлено судом, обязательства по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в избранном месте жительства у Министерства обороны Российской Федерации не возникли, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется, что не лишает истца права на обращение по вопросу обеспечения жильем в органы местного самоуправления в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Лисового Владимира Ивановича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 06 октября 2017 года.
Судья: /подпись/
Копия верна: Судья /Наконечный С.И./