Дело № 2-14004/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Краснодар 27 июня 2017 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.,
при секретаре Тищенко Т.П.
с участием истца Федорова Ю.П.
представителя третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федорова Ю. П. к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Федоров Ю.П. обратился в суд с иском администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска сослался на то, что родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца ФИО5 решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 09.09.1998г. лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Опекуном на истцом назначена ФИО6 Истец в период 2002г. по 2005г. обучался в государственной образовательном учреждении национального образования профессиональном лицее № 24 Краснодарского края по профессии «автомеханик». Истец собственником недвижимого имущества не является, жилого помещения, пригодного для проживания не имеется. ФИО5 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку на момент подачи заявления достиг 23 – летнего возраста и отсутствует вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании истец просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что не знал о наличии у него права на получение жилого помещения.
Представитель третьего лица ФИО7, действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом – судебной повесткой, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.
При таких обстоятельствах, неявка представителя ответчика в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к слушанию дела.
Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, истец Федоров Ю.П. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца ФИО5 решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 09.09.1998г. была лишена родительских прав. Отец ФИО8 записан со слов матери.
На основании распоряжения администрации ЦАО мэрии г. Краснодара от 30.07.1998г. опекуном на истцом назначена ФИО6
Истец в период 2002г. по 2005г. обучался в государственной образовательном учреждении национального образования профессиональном лицее № 24 Краснодарского края по профессии «автомеханик», о чем выдан диплом серия №.
Собственником недвижимого имущества в Краснодарском крае истец не является, о чем свидетельствует справка ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» от 03.05.2017г. и уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.02.2017г.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского краю от 28.11.2016г. за №-жс Федорову Ю.П. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку на момент подачи заявления достигла 23 – летнего возраста и отсутствует вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Собственником недвижимого имущества в Краснодарском крае истица не является, о чем свидетельствует справка ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по <адрес> от 30.08.2016г. и уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.03.2017г.
В связи с тем, что истица является сиротой, полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 3 вышеназванного федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории граждан, у которых возникает право на предоставление мер социальной поддержки, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
Согласно части 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Как следует из материалов дела, на момент обращения с исковым заявление в суд, истице исполнилось 31 год.
Таким образом, до достижения 23 лет Федоров Ю.П. не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил данное право.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., отсутствие ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Так, в случае признания причин, по которым лицо своевременно не встало на учет уважительными, возможно удовлетворение требования об обеспечении жилым помещением. При этом восстановление срока не требуется.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, являются уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.
К доводу истца о том, что право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении им не реализовано, поскольку до августа 2016г. он не знал об имеющемся у него праве на обеспечение жилым помещением, суд относиться критически, поскольку никаких доказательств данных утверждений истцом не представлено.
Кроме того, по достижению совершеннолетия законодатель предоставляет право на реализацию возможности по постановке на учет еще в течение пяти лет. И обязанность по постановке на учет лежит уже на совершеннолетнем, а не на законном представителе, либо опекуне.
Вместе с тем, с момента наступления совершеннолетия, истец не обращался с соответствующим заявлением на протяжении 13 лет. Кроме того, изменения в действующем законодательстве, согласно которым именно Управление по вопросам семьи и детства должно осуществлять контроль за своевременной подаче законными представителями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении в список, были внесены в 2013г., то есть в то время, когда истцу исполнилось 28 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме не имеется.
В случае, если в настоящее время возникнут иные обстоятельства для обеспечения жилым помещением из государственного, муниципального и других жилых фондов, Федорову Ю.П. следует обратиться за предоставлением такого помещения с соответствующим заявлением в установленном законом порядке.
Принимая такое решение, суд руководствуется положениями ст.ст.12,56 ГПК РФ, ст. 123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательно мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья
Составлено: ДД.ММ.ГГГГ.