Дело № 2-7930/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Ткачевой А.И.,
с участием истцов Коршунова А.М., Коршуновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршунов АМ, Коршунова ЛА к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о признании постоянно проживающими на территории <адрес>, -
УСТАНОВИЛ:
Коршунов А.М., Коршунова Л.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что с ДД.ММ.ГГГГ они состоят в зарегистрированном браке. Супруги проживают совместно на территории <адрес>, При этом, постоянной регистрации по месту жительства не имеют в виду отсутствия в собственности или на основании найма жилого помещения.
Истец Коршунов АМ является ветераном боевых действий, участником войны в Афганистане, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списках граждан для получения меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, в соответствии с Законом Саратовской области от 28.04.2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», как ветеран боевых действий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Коршунова А.М. к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Коршунов А.М, был восстановлен в списках граждан, как ветеран боевых действий, признанный нуждающимся в улучшении жилищный условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, со времени постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ для получения меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением составом семьи 2 человека.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках граждан, нуждающихся в социальной выплате на строительство (приобретение) жилых помещений по области в соответствии с датой постановки на учет Коршунов А.М. значится под №.
В связи с проведением очередной проверки по подтверждению наличия у Коршунова А.М. и членов его семьи оснований состоять на учете нуждающихся по обеспечению жильем, ему необходимо предоставить Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области справку о регистрации по месту жительства на него и супругу. Однако, в настоящее время на регистрационном учете ни Коршунов А.М., ни его супруга не состоят, справку о регистрации представить не могут, поскольку какого-либо жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеют. Иным образом подтвердить факт своего проживания на территории <адрес>, кроме как в судебном порядке, истцы не могут.
Ранее заявители был зарегистрированы в <адрес> у родственников, проживали в арендованном жилье. В настоящее время родственников или близких знакомых, готовых зарегистрировать истцов по своему месту жительства, нет.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области. Коршунову А.М. не в 14-дневный срок необходимо представить справку с места жительства или решение суда об установлении места жительства на себя и членов семьи, копию прилагаю.
В настоящее время супруги Коршуновы проживают в арендованном жилье по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, истцы просят признать Коршунова ЛА и Коршунов АМ, постоянно проживающими на территории <адрес>.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить, дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Минькова С.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснение истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от 24 ноября 1995 года № 14-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от 6 октября 2008 года № 619-О-П).
Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями п. 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15. 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий но предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 23.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1. Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-3CO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» определено, ветеранам боевых действий, вставшим на учет нуждающихся в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в форме социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений устанавливается Правительством области.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года № 382-П «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения».
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года № 382-П «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области ежегодно формирует список нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилье помещений отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления.
Действующим законодательством регламентировано, что полномочиями, по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий как участника боевых действий наделены органы местного самоуправления.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На основании статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальные образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что с в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставленных администрацией Энгельсского муниципального районы на 2017 год истец Коршунов А.М. состоит на жилищном учете с 25 апреля 2000 года и по состоянию на 31 мая 2017 года в списках граждан, нуждающихся в социальной выплате на строительство (приобретение) жилых помещений по области в соответствии с датой постановки на учет значится под № 459 (л.д. 51).
Решением рабочей группы министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства области от 13 июля 2017 года № 10 истец Коршунов А.М. включен в список получателей социальных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с этим, истцу было предложено предоставить в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области определенные документы по предложенному перечню, в том числе, справку о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с. регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилыми помещениями, выдаваемой соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и т.д. (по форме №1, срок действия 30 дней) или копию вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или у заявителя и членов его семьи в случае отсутствия регистрации по месту жительства;
В случае непредставления истцом указанного пакета документов в течение 14 дней со дня получения уведомления, средства в размере запланированной к предоставлению социальной выплаты, подлежат распределению между гражданами-получателями социальных выплат в рамках реализации Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в хронологической последовательности по дате постановки на учет (л.д.60).
Истцы не имеет регистрации в городе Энгельсе, в связи с чем, лишены возможности представить ответчику справку о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с. регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилыми помещениями, выдаваемой соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом.
Признание их постоянно проживающими на территории <адрес> необходимо для получения истцом субсидии на приобретение или строительство жилья.
Суд находит подлежащими удовлетворению данное требование истцов, исходя из следующего:
истцы Коршунов А.М., Коршунова Л.А. являются уроженцами <адрес>
с ДД.ММ.ГГГГ они состоят в зарегистрированном браке.
Их брак зарегистрирован отделом записи актов гражданского состояния по городу Энгельсу и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
В настоящее время на регистрационном учете ни Коршунов А.М., ни Коршунова Л.А. не состоят, что подтверждается копиями паспортов.
Ранее истцы были зарегистрированы в <адрес> у родственников, проживали в арендованном жилье.
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истцов, копиями паспортов о наличии предыдущей регистрации в <адрес> и копиями договоров найма жилых помещений (д.<адрес>, 90-93, 95-98,).
Согласно копиям трудовых книжек, истец Коршунов А.М. с 2001 по 2010 год осуществлял трудовую деятельность в <адрес> (л.д.76-78), истец Коршунова Л.А. - с 1977 г. по 1987 г. (л.д.105-108).
Оба истца являются получателями пенсии в УПФР <адрес>.
Анализируя представленные истцами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
признать Коршунов АМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> постоянно проживающим на территории <адрес>.
Признать Коршунова ЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> постоянно проживающей на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Саратова.
.
Судья Ю.Н. Кравцова